Интервью с Е. П. Русановской

Новым участником проекта #моядетскаякнижнаяполка стала Евгения Петровна Русановская – владелица возрождающейся мануфактуры череповецкого узорного ткачества  «Соткано вручную». В 1999 году Евгения окончила Череповецкий государственный университет по специальности «Филология».

В разговоре с нами Евгения Петровна рассказала о своей любви к чтению. О зарождении в их семье домашней библиотеки, о своих читательских предпочтениях в детстве и в настоящее время. 

Наша беседа началась с рассказа нашей участницы об истории своей семьи. «В нашей семье читали всегда и все! Моя прапрабабушка Ольга, дворянского происхождения, родом из г. Шуя, Ивановской области, уделяла большое внимание образованию и чтению, – рассказывает Евгения Петровна, – именно она начала создавать и пополнять нашу семейную домашнюю библиотеку, которая сохранилась и пополняется по сей день. Моя мама тоже много читала. У нас в семье практиковалось семейное чтение. Это были сказки Александра Сергеевича Пушкина и грузинские народные сказки, в дошкольном возрасте мы проживали в Грузии, отсюда и такой выбор литературы. В 6 лет я научилась читать сама. Первым произведением, которое я прочитала, которое произвело на меня сильное впечатление, а затем много раз перечитывалось – это стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста. Когда я пошла в школу, мы переехали жить в Череповец, и я стала посещать библиотеки, сначала библиотеку на ул. Архангельской, а потом на ул. Металлургов. Библиотека – одно из любимых мест детства».

Любимым персонажем нашей героини в детстве и даже сейчас является деревянный человечек – Буратино. «Я много раз перечитывала сказку Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», – вспоминает участница, – до сих пор помню запах этой книги. И среди всех героев произведения мне сразу полюбился этот озорной мальчишка. Этакий авантюрист, озорник, бесстрашный проказник. Даже сейчас он, по  прежнему, вызывает у меня симпатию и близок мне по характеру».

В школьные годы Евгению Петровну привлекали филосовские и религиозные темы в литературе. В список ее чтения входили произведения «Роза мира» Даниила Андреева, «Мухаммед» Гусейнова Чингиз Гасан оглы, сонеты Уильяма Шекспира.

Продолжая разговор, мы спросили героиню: «Какая ваша любимая экранизация книги в фильм и почему?» «Не скажу, что у меня есть любимая экранизация. Не могу назвать фильма, который бы меня по настоящему «зацепил», – отвечает Евгения Петровна, – Остановлюсь, пожалуй, на экранизации романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Это одноименный сериал 1983 года, снятый режиссёром Дэрилом Дьюком, состоит из четырёх серий. Фильм, в первую очередь, о любви и самопожертвовании, в нем затрагивается важнейшая проблема нравственного выбора и отношений между людьми. Я всегда смотрю этот фильм с внутренней дрожью. Глубокий, красивый, с невероятной музыкой Генри Манчини, этот фильм неизменно волнует меня, заставляет переживать и чувствовать боль героев. Его я пересматривала несколько раз».

В нашей беседе мы поговорили о преимуществах и недостатках физических и электронных книг, а также об аудиокнигах. «Конечно, мне больше по душе физический вариант. Здесь можно чувствовать книгу: прикосновения, запах, звук перелистывания. Но я приучила себя и к электронным книгам. Для меня это рабочий вариант чтения. Можно читать почти в любом месте. Еще для меня большой плюс электронных книг, заключается в том, что я могу читать их в отсутствии хорошего освещения. У меня трое детей и это крайне удобно, но есть книги, которые читаю только в бумажном варианте, потому что можно без проблем вернуться на несколько страниц, рассматривать иллюстрации. И всегда приятно добавлять новую книгу в свою библиотеку, – рассказывает Евгения Петровна, – а вот аудиоформат книг не воспринимаю. Пробовала много раз, подступалась к ним, выбирала разные жанры, но ничего не вышло. Отвлекаюсь на свои дела, мысли и осознаю, что не слушаю». 

В настоящее время наша участница проекта продолжает активно читать. Круг ее чтения составляет бизнес литература, книги по саморазвитию, художественная литература. «Книга всегда занимала особое место в моей жизни, – делится Евгения Петровна, – и сейчас, хоть у меня большая загруженность, я стараюсь находить время на чтение. Круг моих предпочтений очень многообразен. Я читаю много литературы, связанной с моим делом. Последняя прочитанная книга – «Нить истории: Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию» Вирджинии Пострел. Очень интересная книга, открывающая нам такую привычную вещь, как ткань, с новой стороны. Меня по-хорошему потрясло то, как много человеческого труда и научных открытий за этим стоит и какое влияние текстиль оказал на нашу историю. По настроению, могу перечитывать книги. Например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, которую я в первый раз прочитала в 10 лет, перечитывала уже несколько раз, и каждый раз смотрю на произведение по-другому, открываю новые смыслы. Некоторое время назад прочла книгу Джулии Кэмерон «Путь художника», и она стала для меня настольной, очень часто к ней возвращаюсь. Моей дочке сейчас 5 лет, – продолжает участница, – поэтому мой круг чтения также составляет и та литература, которую мы выбираем с ней вместе для совместного чтения. В последнее время ей полюбились динозавры, и мы много читаем об этих существах, а еще мы часто перечитываем «Дядю Степу», дочь его очень уважает».

Завершая нашу беседу, Евгения Петровна поделилась своим мнением о значении чтения для личностного роста, саморазвития, о роли чтения в жизни ребенка. «Мы всегда ищем в жизни опору, – размышляет участница, – мы находимся не в вакууме. На нас влияет социум. У каждого из нас есть свои ориентиры, свои ценности, свои установки. Литература является для нас  компасом, который нас направляет, который нам помогает сориентироваться в этом мире. Читающие люди больше понимают человеческую природу, саму жизнь. Даже не имея определенного жизненного опыта, читая книгу, человек, проживая историю вместе с героями, может отчасти этот опыт приобрести. А также, ты можешь провести аналогии со своей жизнью и посмотреть, сравнить описанные ситуации с личными, что поможет пережить определенные жизненные ситуации. Считаю, что чтение выступает как фундамент, поэтому, конечно, детям необходимо читать. Как с родителями, так и самостоятельно. У меня трое детей, и у всех своя читательская история, у всех свои вкусы. Вы знаете, первого сына я убеждала читать, даже принуждала, и сейчас понимаю, что это было ошибкой. Главное – не заставлять ребенка читать насильно. Сейчас, прошло время, он уже взрослый, сам пришел к чтению, добровольно. Сын мне звонит и просит совета и рекомендации: «Что бы ты посоветовала прочесть, мама?». Это очень ценно. Наверное, все же важно быть примером, практиковать совместное чтение, давать свободу выбора ребенку в многообразии мира литературы. И это даст свои плоды в будущем».

Подборка книг: рекомендации Евгении Петровны Русановской:

1. Андраш Ташнади Кубачка «Внуки драконов»

2. А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

3. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»,  «Суламифь»

4. В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

5. К. М. Симонов «Сын артиллериста»

6. А. Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

7. В. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»

8. Гусейнов Чингиз Гасан оглы «Мухаммед»

9. А. С. Грин Бегущая по волнам

10. К. Маккалоу «Поющие в терновнике»

11. У.Шекспир Сонеты

12. Ф. Н. Глинка Поэзия

13. Грузинские народные сказки «Сто сказок» (сборник)

14. А. С. Пушкин «Сказки»

15. Г. В. Абрамян «Мастер Триоль»

16. Г. Х. Андерсен «Русалочка» и другие сказки

17. А. Н. Афанасьев «Сказки»

18. В. В. и Л. В. Успенские «Легенды и мифы древней Греции»

19. А. Н. Аксаков «Аленький цветочек»

20. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

21. А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

22. Дж.Родари «Чиполлино»

23. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

24. Ш. Перро «Кот в сапогах»

25. Бр. Гримм «Бременские музыканты» и другие сказки

26. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

27. С. В. Михалков «Дядя Степа»

28. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» и другие сказы

29. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки»

 




Яндекс.Метрика