Степанов, В. К. Краеведческая деятельность: смена парадигмы // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 32-35.
В статье Вадима Константиновича Степанова идёт разговор о том, что в настоящее время меняется подход к работе с краеведческим материалом, происходит перевод информационного потока в цифровую форму. «Переход от библиографического учёта к полным текстам, а также графике, аудио - и видеофайлам, обусловлен тем, что в последние два десятилетия печатный информационный поток неуклонно иссекает. Сайты местных органов власти, новостных агентств и организаций, а также блоги и иные виды социальных медиа отдельных граждан составляют ныне основу информационного массива краеведческого содержания». Вадим Константинович призывает сотрудничать с информационными организациями и частными лицами, правильно оформляя юридические документы и не забывая про авторские права. Также автор статьи предлагает создавать полнотекстовые и мультимедийные краеведческие коллекции и приводит примеры (прилагаются ссылки) библиотек, где такая работа уже ведётся.
В МАУК «Объединение библиотек» города Череповца на сайте «Краеведение» в разделе «Череповец литературный» уже ни один год реализуется проект «Как слово наше отзовётся…». На данный момент собран видеоматериал о более шестидесяти череповецких авторах, где они сами рассказывают о себе и читают свои произведения.
Библиотекари краеведческого отдела сканируют книги наших авторов, литературу из частных коллекций. Так скромная библиотечка книг военной поры, подаренная библиотеке Любовью Андреевной Забродкиной, учителем русского языка и литературы, выставлена на сайте МАУК «Объединение библиотек» в разделе «Виртуальные выставки» в полнотекстовом варианте.
Мы шагаем в ногу со временем, и это радует.
Ширякова, Е. Библиотека и моё поколение: вместе или раздельно? // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 36-39.
Интересное размышление о сегодняшнем молодом поколении – зуммеров, согласно теории поколений, об их стремлении воссоединится с библиотекой и о том, какой, по их мнению, должна быть современная библиотека. Елизавета Ширякова, студентка Московского государственного института культуры, грамотно со знанием дела раскрывает серьёзную тему для всех российских библиотек, как завлечь современную молодёжь в библиотеку и сделать так, чтобы им здесь было полезно, интересно и комфортно. По её мнению, на данный момент это три привлекательные составляющие – интеллектуальное общение, образовательная площадка и культурно-досуговый центр.
Селистин, Е. "Библиотеки - разумные клетки целостного организма культуры" // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 40-44.
Интервью редактора, руководителя литературного агентства и школы литературного мастерства "Флобериум" Ольги Аминовой с писателем Еленой Селестин. Елена Селестин (Мунтян) хорошо знакома читателям своими книгами о гениальных художниках «Тициан. Любовь небесная – земная», «Зеркало Рубенса», «Свидетель Пикассо», а также она автор книги «Тот самый парфюм. Завораживающие истории культовых ароматов ХХ века». К сожалению, в нашей библиотеке есть только одна книга этой писательницы - « Русский тип неврастенический».
Андреева, О. А. На Невском без хвоста никуда! // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 45-47.
Ох, уж эти котики и собачки! Ах, уж эти котики и собачки! Мы умиляемся при виде симпатичных мордашек, смеёмся над их проделками, попадаем в «за-муррр-чательный плен». В библиотеках Невского района Санкт-Петербурга запустили проект милосердия «Без хвоста никуда!», направленный на помощь, защиту, лечение «братьев наших меньших»: выставки картин и фотографий, встречи с ветеринарами, волонтёрами, которые помогают бездомным животным, тематические мастер-классы.
Горбовская, О. В. Книжная Вселенная детства // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 48-50.
О том, как прошла Всероссийская неделя детской и юношеской книги в Щёлковской Центральной библиотеке № 1 Московской области, рассказывает библиограф этой библиотеки Ольга Владимировна Горбовская. Викторины, театрализованные постановки, чтение вслух произведений детских писателей и мастер-классы (без них мы никуда) – всё это и создаёт настоящий Праздник Книги.
Детские библиотекари из нашего «Объединения библиотек» могут упрекнуть меня, зачем писать аннотации на такие статьи, где просто перечисляется всё, что проведено, из приуроченного к общезаявленным библиотечным темам, и что в наших библиотеках проходят точно такие же мероприятия, а может ещё интереснее и красочнее. Бесспорно, они правы, но мне бы хотелось читать статьи о наших великолепных проектах и мероприятиях в профессиональных журналах, а затем писать на их аннотации.
Максак, А. А. "Большое время" глазами современника // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 51-53.
Предлагать почитать классическую литературу - дело сложное, а современной молодёжи, кто-то скажет, почти невозможное. Кто-то, но не библиотекари из Славянской межпоселенческой центральной библиотеки Краснодарского края. Они создали виртуальные выставки, используя библиотечные интернет-площадки, онлайн-сервисы и приложения: Thinglink (https://www.thinglink.com), Learnist (https://www.learnis.ru) и разместили в сетевом медиапространстве. «Оригинальность сервиса Thinglink в том, что на основное изображение наносятся маркеры, при наведении на которые может появляться любой мультмедиа-контент: текст, фильм, рисунок». «Всевозможные варианты вопросно-ответных интерактивов: викторины, квесты, кроссворды и тесты» лучше создавать на онлайн-платформе Learnist. Можно установить эти программы и попробовать с ними поработать и нам с вами. Есть варианты бесплатные и платные.
Андреев, В. И. Почему так важно читать друг другу // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 64-67.
Сейчас приходиться часто слышать и видеть, что люди разучились разговаривать друг с другом, общаться, просто так, не на конкретно поставленную тему, а вести естественный, никем не управляемый разговор, обо всём, что интересно собеседникам.
Владимир Иванович Андреев, директор и учредитель частной «Школы «Обучение в диалоге» из Санкт-Петербурга, почётный работник общего образования РФ, первый, кто в 1988 году основал частную школу в России и открыл филиалы школы в Севастополе, Брянске, Выборге, Костомукше. Автор более 10 книг на тему общения между людьми.
Владимир Иванович в своей статье ведёт разговор о своей методике, которая первоначально строится на совместном чтении, умении «вчитываться в текст, думать над его содержанием, прислушиваться к мысли партнёра, уважать в нём личность и обязательно найти точки согласия».
Автор предлагает попробовать свою методику в библиотеках и приводит веские аргументы для совместного продвижения: книги, чтения, общения.
Махнина, М. Ю. Сказки для доброго сердца // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 68-71.
Клуб «Сказкатерапия» существует в библиотеке-филиале № 7 г. Новоалтайска с 2014 года. Интересно построена работа клуба с детьми старшего дошкольного возраста. Это не просто чтение сказок разных народов и обсуждение поступков героев, а также прослушивание отрывков из музыкальных произведений, помогающих лучшему вхождению в чарующий мир сказки. Путём рисования, конструирования, моделирования проявляется творческое мышление каждого ребёнка. На протяжении всех занятий ведутся социологические исследования, и в конце статьи приведена характеристика разных уровней проявления социальных эмоций у детей после завершения занятий.
Лешкова, Л. В. "А, Фёдор Михайлович..." // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 72-75.
О том, как отмечали 200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского в разных библиотеках нашей страны, мы уже писали в предыдущих дайджестах и обзорах. Сегодня, о том, как праздновали юбилей писателя в ЦБС Калининского района города Новосибирска, рассказала ведущий библиотекарь Лана Викторовна Лешкова. Используя международный сервис https://www.izi.travel/ru, библиотека создала виртуальный путеводитель "А, Фёдор Михайлович..." Больше года люди, живущие в местах, связанных с именем Достоевского, в России и за рубежом, присылали аудиозаписи с прочтением фрагментов из произведений писателя, фотографии или видео со своими комментариями. Затем библиотекари всё это систематизировали, сгруппировали и расположили материал в алфавитном порядке по названиям произведений Фёдора Михайловича, получилась географическая биография писателя и его произведений. Оригинальная подача материала, различные формы, виртуальная возможность познакомиться с литературным наследием писателя, не выходя из дома, делают этот проект по-настоящему народным и даже международным.
Малышева, С. А. Правовое просвещение и кинематограф // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 76-79.
Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков. Подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать свои поступки, и часто они не осознают всю серьезность преступлений, считая незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры, а иногда, сами того не подозревая, становятся жертвами травли как в жизни, так и через Интернет. Терроризм считается «одной из самых глобальных проблем современности», в образовательных учреждениях, библиотеках ведётся работа по профилактике терроризма и экстремизма.
Разговор с молодыми людьми на серьёзные, но такие актуальные и необходимые в наше время темы библиотекари Библиотеки правовой и экономической информации г. Санкт-Петербурга ведут «на примере современного российского и зарубежного кинематографа», показывая отрывки из фильмов и проводя дискуссию по теме. В статье приведены названия и краткое содержание фильмов.
Цыганова, Я. М. Конкурс как стимул к исследованиям // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 80-83.
В последние десятилетия, когда усилились попытки «переписать» историю России на иностранный манер, «присвоить» победы и достижения нашей страны, краеведческая работа библиотек способна оказать большую помощь в сохранении реальной картины событий. Крупные областные универсальные научные библиотеки создают электронные архивы фотографий, писем, наградных книжек времён Великой Отечественной войны, регулярно проводят научные конференции и чтения. В статье Яны Михайловны Цыгановой, учёного секретаря Самарской областной универсальной научной библиотеки, рассказывается о конкурсе краеведческих изданий областного уровня. Цель конкурса продвижение краеведческой литературы и издательского дела региона.
Вологодской областной универсальной научной библиотекой также проводится ежегодный уже одиннадцатый конкурс «Вологодская книга года», череповецкие авторы и издательства постоянно участвуют в этом конкурсе и иногда побеждают.
Полевая, О. Н. Библиотечные бренды Ангарска // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 84-89.
«Имена выдающихся личностей становятся брендами многих библиотек». Такие библиотеки выделяются на фоне других номерных или «казённых» библиотек, их названия звучат «уменьшительно - ласкательно» и их легче запомнить: «Пушкинка», «Ленининка», «Гоголевка», «Верещагинка». «Привязка к известной персоне даёт возможность создать собственный образ, обогащает её историю и наделяет определённой репутацией. При этом качество предоставляемых услуг возрастает, а к работе каждого сотрудника и деятельности учреждения в целом предъявляются повышенные требования». Именные библиотеки города Ангарска – библиотека № 3 им. Леонида Безпрозванного, центральная детская библиотека им. Аркадия Гайдара, библиотека № 1 им. Валерия Алексеева, детская библиотека № 16 им. Аллы Стародубовой. Широкой публике читателей известно только одно имя – писателя Аркадия Гайдара, остальные имена – это писатели, почётные граждане города Ангарска, но их помнят, их книги читают. И это здорово!
Чуприна, О. С. Проект "Книжный дворик" // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2022. - №4. - С. 93-95.
Вот и лето. Тёплая погода, солнышко, лёгкое дуновение ветерка, зелёная травка, удобная скамейка и увлекательная книга, а может настольная игра или доверительная беседа о прочитанной книге, а ещё встреча с писателем или литературный пленэр «Штрихи» и фотография на память.
Как организовали полезный, просветительский и интеллектуальный досуг на свежем воздухе на площадке «Книжный дворик» в своём посёлке Ракитное Белгородской области рассказали сотрудники ЦБС Ольга Сергеевна Чуприна и Татьяна Александровна Юрченко.
Главный библиотекарь Методического отдела ЦГБ
Л.И.Григорьева