Книги:
1. Головина, Г.В., Кузьмичёва, М.Д.
Актуализация самовоспитания младших школьников в библиотеке: учебно-методическое пособие. – М.: Литера, 2015. – 159 с.: ил.
Учебно-методическое пособие позволяет расширить представление об особенностях процесса самовоспитания детей младшего школьного возраста. Библиотекарям в первую очередь будут интересны сценарии мероприятий, в том числе «Праздник «День матери» и «Турнир мальчишек» (посвящён Дню защитника Отечества).
2. Плохотник, Т.М.
Детский библиотекарь: практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы и др. – М.: Либерея-Бибиформ, 2014. – 128 с.
Автор книги – заместитель директора Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина, г. Серов Нижегородской области. Сборник расскажет о новых формах классической библиотечной работы, а также об отдельных проектах, строящихся на пересечении реальной и виртуальной деятельности библиотек. В приложениях приведены конкретные проекты и сценарии. В книге нет отдельной главы, посвященной детскому и семейному чтению, но опыт работы очень интересный.
3. Шипилова, И.З.
Библиотека семейного чтения: традиции и новации: пособие для специалистов и родителей. – М.: Либер-Дом, 2016. – 144 с.
В пособии характеризуется работа библиотеки семейного чтения как центра по организации познавательной и досуговой деятельности всех членов семьи. Приведены формы и методы работы с семьей: анкетирование, семейные праздники, дни семейного отдыха, книжные выставки и другое. В приложении опубликован пилот-проект «Читаем вместе», программа совместных занятий родителей и детей «Вместе с маленькими гениями», сценарий семейной игры «В гостях у бабушки Варвары».
Статьи периодических изданий
1. Вирская, М.В., Куклина, Э.Ю.
«Семейный выходной» //Современная библиотека. – 2017. - № 7. – С. 82-85: фот. – (Опыт)
О взаимодействии библиотеки и семьи Центральной районной библиотеки им. В.Г. Короленко г. Нижнего Новгорода. Каждое третье воскресенье собираются участники творческого объединения «Семейный выходной». Библиотека располагается в микрорайоне новостроек, где достаточно много молодых родителей. В библиотеке стало традицией проводить праздники различной тематики с участием семей. Кроме того, сами родители регулярно обращались к сотрудникам с предложениями по организации интересного досуга для ребят и взрослых. Проект «Семейный выходной» объединяет уже 21 семью. Цель этого сообщества – заинтересовать взрослых и ребят хорошей книгой, сделать чтение их постоянной потребностью. Книга не присутствует, а именно работает: звучит (громкие чтения, театр-экспромт); ведёт диалог (интерактивные выставки); становится объектом творчества (цикл мастер-классов по литературной тематике) и пр.
2. Воробьёва, Е.Т.
Детская библиотека – добрый островок детства // Библиотека в жизни провинциального города. Шексна. – Вологда-Шексна, 2013. – С. 41-47. – (В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень)
Заведующая Шекснинской детской библиотекой рассказывает о работе библиотеки с дошкольниками и школьниками, о том, как ведётся работа по привлечению детей к книге, возрождению семейного чтения, по организации досуга.
3. Егорова, С.С.
«Счастливый труд души»: из опыта работы детского отдела центральной районной библиотеки им. Батюшковых //Библиотека в жизни провинциального города. Устюжна. – Вологда-Устюжна, 2015. – С. 65-69. – (В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень. № 54)
Заведующая детским отделом ЦРБ имени Батюшковых делится опытом работы с младшими школьниками и их родителями. Более семи лет проводятся совместные конкурсы детей и родителей в рамках фестиваля «Новогодний калейдоскоп» , конкурс «Кружевных узоров мастер», оформляются выставки.
4. Иванова, О.М.
Добрые книги и радость общения: опыт работы библиотеки семейного чтения г. Сестрорецка //Библиотечное Дело. – 2015. - № 2. – С. 15-17: фот. – (Культурное пространство)
Рассказ о библиотеке семейного чтения города Сестрорецка как культурно -досуговом центре. О приобщении к чтению детей и взрослых, выставочной деятельности, о проекте «Библиотека. Семья. Творчество».
5. Козлитина, И.Ю.
Творческая мастерская //Современная библиотека. – 2017. - № 6. – С. 90-92: фот. – (Чтение)
Центральная детская библиотека им. М. Горького Централизованной системы детских библиотек г. Брянска является центром общественной жизни, где ребёнок может с пользой и удовольствием провести время и найти новых друзей. И всё это, конечно, основано на творческом прочтении книг. Из наиболее интересных можно назвать литературно-творческий конкурс для дошкольников «Любовью материнской мир прекрасен!», конкурс «Любимый литературный герой из произведений о зиме» для дошкольников и учащихся 1-4-х классов, а также литературно-музыкальную программу «Поздравление для папы».
6. Лукаш, С.
Когда ты с папой и мамой – это классно! //Библиотека. – 2015. - № 5. – С. 75-76: фот. – (На библиотечной орбите)
Детское чтение как никогда нуждается в поддержке. А значит, особенно актуально сегодня сотрудничество с семьёй. Новошумская сельская библиотека Фёдоровского района Кустанайской области уделяет большое внимание семейному чтению. Автор статьи рассказывает об опыте работы по проекту «Мама, папа и я – читающая семья» библиотекаря Т.Ф. Ивановой.
7. Макеева, Н. Точка удивления //Современная библиотека. – 2015. - № 3. – С. 86-91: фот. – (Чтение)
Важным для Саратовской области событием стал областной конкурс – фестиваль «Читающий город детства», организованный Саратовской областной библиотекой для детей и юношества им. А.С. Пушкина в 2014 г. Он проходил под девизом: «Читаем сами, читаем всей семьёй, читаем всей школой, читаем всем городом». Пять семей стали победителями номинации «Читаем всей семьёй». В Пушкинской библиотеке семьями читают многие саратовцы. Есть и целые читательские династии.
8. Малова, Н.Е.
Укрепляя семейные узы //Современная библиотека. – 2017. - № 5. – С. 62-64: фот. – (Опыт)
В статье представлен опыт работы с семьёй ЦБС Сормовского района г. Нижнего Новгорода. Кроме рассказа о проведении семейных праздников есть упоминание о создании тематической библиографической продукции. Одно из последних таких пособий – электронный альбом «Дружим с книгой всей семьёй». Первый его раздел предлагает проследить, как зарождались и развивались в России традиции семейного чтения. Во втором разделе своими литературными предпочтениями и семейными традициями делятся читатели ЦБС.
9. Марьясова, Н.В.
Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию? //Библиотечное Дело. – 2017. - № 9. – С. 5-7: фот.
О библиотечной работе по организации семейного чтения. Приведены данные опроса молодых пользователей библиотек, обратив внимание на факторы, которые формируют читательскую активность членов семьи. По мнению респондентов, сложно возродить в современных условиях то семейное чтение, которое процветало в XIX веке, когда взрослые и дети совместно проводили время, читая книги вслух, обсуждая их. Возрождение традиции семейного чтения можно осуществлять только через приучение к чтению в детском возрасте. Хотя известно, что абсолютное большинство семей – вне библиотечного влияния.
10. Мургелиани, С.
«Ещё не умею читать, но очень хочу научиться» //Библиотека. – 2015. - № 7. – С. 43-45.: фот. – (Мир детства)
Повезло тем детям, которые видели, что мама и папа любят читать. А если нет? Если в доме не нашлось места и времени для книг? В отделе обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов Детской библиотеки им. М.М. Пришвина г. Орла был разработан проект «Почитаем, поиграем». Проект – это не просто игра, но и создание определённой атмосферы, которая в воображении ребёнка будет ассоциироваться с книгой. Как проходил проект – в статье.
11. Новикова, В.И.
Рецепт получения витаминов доброты и благородства //Современная библиотека. – 2016. - № 2. – С. 80-83: фот. – (Чтение)
Статья о поддержке, развитии и популяризации семейного чтения в ЦБС г. Ставрополя. Совместно с литературно-музыкальным муниципальным театром «Гармония» был создан литературный проект «ПочитайКа» - громкие чтения. Проект работает во всех библиотеках-филиалах, темы всегда разные. Юные читатели с восторгом приветствуют все мероприятия. Специалисты Ставропольской ЦБС создали электронную базу аудиовидеозаписей всех выпусков «ПочитайКи». А совместно провести мероприятие с нашим Детским музыкальным театром никто не пробовал?
12. Орлова, С.В.
Первые шаги в мир чтения. Создание единого культурного пространства для детей //Библиотечное Дело. – 2016. - № 17. – С. 29-32: фот. – (Дети в библиотеке)
В Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга особое внимание уделяется проектам и программам, адресованным детям и семье, направленным на укрепление связи поколений. Статья – о методах работы по повышению интеллектуального и культурного уровня подрастающего поколения.
13. Осанкина, Т.А.
Сказки, которые оживают! //Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 93-95: фот. цв. – (Галерея)
«Сказки бабушки Варварушки» – это семейный проект для детей 2-6 лет Центральной районной библиотеки (ЦРБ) Красносельского района г. Санкт-Петербурга, открывающий двери в волшебный мир. Каждая встреча становится яркой, интересной, незабываемой, во время интерактивных программ зачастую оживают герои сказок. В коллективе сформировалась команда энтузиастов, которые два раза в месяц устраивают весёлые праздники. Они рисуют и изготавливают декорации, разрабатывают тематические мастер-классы, пишут сценарии и др. На мероприятия приходят целыми семьями. Подробнее – в статье и по адресу: vk.com/skazkidlymalishei.
14. Пекки, Е.А.
Дом детской радости. Здесь формируется читатель будущего //Библиотечное Дело. – 2017. - № 3. – С. 32-34: фот. – (Библиотека Алвара Аалто)
Детская библиотека, какая она должна быть? О Центральной городской детской библиотеки «МАУК Библиотека А. Аалто» рассказывает Елена Анатольевна Пекки, методист библиотеки. Об истории библиотеки, формах её работы, о создании клуба для дошкольников «Библиотека радости», возрождении традиций семейного чтения, о литературном объединении «Клуб интересных книжных открытий».
15. Петровская, Н.Г. Вместе весело шагать. Детская библиотека как развивающая среда //Библиотечное Дело. – 2016. - № 11. – С. 32-35: фот. – (Детские библиотеки)
О современной детской библиотеке как одном из гарантов реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. На примере Астраханской областной детской библиотеки рассказано о библиотечных проектах, о формировании читательской активности младших школьников.
16. Позина, М.В.
Наше семейное чтение. Читаем вместе с детьми сказку Булата Окуджавы «Прелестные приключения» //Библиотечное Дело. – 2017. - № 9. – С. 14-16: фот.
Чтение сказки Булата Окуджавы «Прелестные приключения» как продолжение традиций семейного чтения. Приключенческие книги – лучший способ привить ребёнку любовь к чтению, особенно, если читать эти книги вместе с детьми, вместе с ними переживать, учить добру и справедливости.
17. Рубашкина, Т.Ю.
Для больших и маленьких. Выставки, игры, посиделки //Библиотечное Дело. – 2017. - № 13. – С. 21-23: фот. – (Библиотечная столица ЛО)
Статья главного библиотекаря Библиотеки семейного чтения будет в первую очередь интересна тем, кто работает с детьми. Готовых сценариев Татьяна Юрьевна не даёт, но познакомиться с опытом работы этой библиотеки всё-таки стоит.
18. Сальникова, О.С.
Идеальная потребность. Штрихи к портрету ребёнка-читателя //Библиотечное Дело. – 2015. - № 22. – С. 27-30: фот. – (Чтение с увлечением)
Автор статьи – аспирант Череповецкого государственного университета - рассказывает о результатах исследования, посвящённого попытке создать портрет современного ребёнка-читателя. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 22 г. Череповца» в 4-х классах.
19. Сальникова, О.С.
Читательский интерес как мотивация чтения. Реализация модели взаимодействия «ребёнок – семья - школа – библиотека» //Библиотечное Дело. – 2017. - № 23. – С. 24-26: фот. – (Сказки на ночь)
Автор статьи Ольга Сергеевна Сальникова – старший преподаватель Череповецкого государственного университета, кандидат филологических наук. Требования к качеству образования меняются: знания, умения, навыки уступают позиции компетенциям. На формирование читательских компетенций у младшего школьника оказывает влияние семья и школа, но не стоит забывать и о вкладе в этот процесс библиотеки. Взаимодействие с библиотекой № 14 г. Череповца включает в себя четыре этапа. Познакомьтесь с этим материалом, всегда интересно читать о наших библиотеках, жаль только, что нет ни одной фамилии библиотекаря.
20. Самойлова, И.
Папа, мама, я и сказка. Первые шаги к печатному слову //Библиотека. – 2016. - № 12. – С. 46-48: фот. – (Откуда берётся личность)
Семейное чтение является одной из важных составляющих культуры, которая живёт в детско-родительских отношениях. Сегодня взрослые зачастую заменяют чтение вслух малышам другими досуговыми занятиями. Сахалинская областная детская библиотека разработала проект «Маленький Читайка». Проект направлен на возрождение традиций семейного чтения, приобщение дошкольников к книге, на укрепление и развитие взаимоотношений в молодых семьях посредством создания комфортной зоны общения в стенах библиотеки – зала семейного чтения, где каждое воскресенье для малышей проходят занятия. Обязательное присутствие на занятиях любого взрослого члена семьи было непременным условием участия в проекте. С началом реализации в проекте было задействовано пять молодых семей, а к концу их стало уже 22. Работа по этому проекту подтолкнула библиотекарей к созданию ещё одной зоны общения в библиотеке – семейной гостиной «Берегиня» - для родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Цель работы гостиной – формировать у родителей правильный подход к ребёнку, расширять психолого-педагогические знания.
21. Тихомирова, И.И.
Материнское чтение в системе домашнего воспитания детей. Сущность воспитания //Библиотечное Дело. – 2017. - № 23. – С. 8-13: фот. – (Сказки на ночь)
Автор, кандидат педагогических наук, рассказывает о важности материнского чтения для гармоничного формирования личности ребёнка. Разговор о материнском чтении Ирина Ивановна начала с опыта известного в России в конце XIX и начале ХХ в. В.П. Острогорского – общественного деятеля, крупного педагога, главного редактора журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение». Педагогов-библиотекарей тогда не было, и он обратил свой взор на родителей, и прежде всего на мать. Говоря с матерями о домашнем чтении, Острогорский давал им жизненные советы, как установить связующую нить с ребёнком в процессе чтения.
В данной статье есть и глава «Роль педагогов-библиотекарей в продвижении материнского чтения». В 2016 году был проведён Всероссийский конкурс РШБА «Читающая мама – читающая страна». На конкурс было прислано 26 работ. Конкурс показал, что материнское чтение сегодня нуждается в повышении читательской квалификации матерей, а именно знания лучших детских книг для того или иного возраста, приобретения навыков чтения вслух. Подробнее – в статье.
22. Тихомирова, И.И.
Узнавание себя в герое. Образы прошлого и оживление пережитого //Библиотечное Дело. – 2017. - № 9. – С. 2-4: фот.
Автор рассматривает вопрос самопознания ребёнка через чтение. Читая полноценную книгу, ребёнок способен переносить черты персонажей на живых людей. Чем старше становится читатель, тем ярче проявляется ещё одно качество – взгляд на реальную жизнь и самого себя сквозь призму прочитанного.
23. Фролова, С.
Конфетное знакомство. От лакомств – к сказкам //Библиотека. – 2015. - № 8. – С. 37-38: фот. – (Год литературы)
Центральная детская библиотека г. Ступино Московской области решила соединить в оригинальном проекте «Литературные герои: Конфетное знакомство» приятное и полезное: с помощью конфет привлечь внимание к авторам, книгам и литературным героям. В рамках проекта ЦДБ провела праздник «Золотой ключик» под девизом «Читаем мы! Читаю я! Читает вся моя семья!» В этот день в библиотеку пришли семьи – дети, родители, бабушки и дедушки. Как прошёл праздник – в статье.
24. Шевченко, С.С.
«Солнышко в ладошках» //Современная библиотека. – 2016. - № 3. – С. 85-87: фот. – (Чтение)
В Центральной районной детской библиотеке им. Н.А. Зайцева ЦБС Сормовского района г. Нижнего Новгорода создана Студия развития креативного мышления «Солнышко в ладошках». На занятиях используются три основных приёма: выразительное чтение, игра и творчество, позволяющие развивать интерес к чтению, гибкость и оригинальность мышления. За полтора года было реализовано 17 проектов и проведено 95 занятий, участниками которых стало свыше 1 140 детей. Тематика разнообразна: «Библиотека будущего», «Хранители книжных сокровищ», «Высокая мода для книжки», «Миру – мир» и др. Дети стали интересоваться художественной литературой и с удовольствием читать вслух, заметно в этом преуспев.
25. Шеламова, Г.Н.
Чтобы это стало делом семейным //Современная библиотека. – 2016. - № 8. – С. 72-75: фот. – (Чтение)
Как построить работу, чтобы создать функциональную, эффективно действующую цепочку: библиотека – семья – ребёнок – книга – чтение?
Статья – прямое руководство к действию. Даны несколько рекомендаций, что может делать библиотека в зависимости от реальных условий и профессионализма самых библиотекарей.