«Библиотека в виртуальном пространстве (из опыта работы библиотек России)»

 

Март 2020 года по всей стране объявлено о закрытии библиотек, передвижение по городу минимально, города опустели, люди сидели в своих квартирах. Связаться с родственниками можно было только по телефону, телевизор и Интернет стали связующей нитью в информационном мире, но новости, передаваемые ими с каждым днём, становились всё более пугающие.

 Многие библиотеки, в том числе и наше «Объединение библиотек», всю свою просветительную работу перенесли в виртуальную среду и довольно успешно. Прошёл год,  жизнь, потихоньку, входит в свой привычный ритм, библиотеки работают в обычном режиме, но давайте не будем забывать друзей, приобретённых  в виртуальном мире и будем радовать их новыми выставками и проектами.

Предлагаем вам список статей,  в которых рассказывается  о мероприятиях, проходивших в библиотеках, опубликованных  в профессиональных  библиотечных журналах –  «Современная библиотека», «Библиотечное дело».

Надеемся, что вас заинтересует опыт работы других библиотек. И некоторые идеи наших коллегпригодятся в вашей работе.

 

1. Ускова, Е. Ю. От виртуальной выставки до Youtube-канала  // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2021. - №1. - С. 33-35.

Волгоградская областная детская библиотека и до карантина, и дистанционного обслуживания достаточно динамично развивала продвижение рекомендательной библиографии для детей с помощью виртуальных выставок. О чём и ведет  рассказ Екатерина Юрьевна Ускова, заведующая сектором справочно-библиографической работы, в своей статье. Необычная подача материала, интересные темы виртуальных выставок. А ещё в статье рассказывается о ведении страницы Вконтакте в период карантина, а напоследок, о самом важном этапе для библиотеки - это создании видеоканалов на Youtube-платформе «ПослеКнижие» и «ВкусноЧтение».
 

2. Федотова, О. И. В онлайне с Басиком  // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2021. - №1. - С. 26-29.

Мордовская республиканская детская библиотека г. Саранска Республики Мордовия пошла по пути создания медиапродуктов в период пандемии. Наиболее активный эмоциональный отклик у ребят получили проекты:  «В гостях у Басика», «Тётушка Арина в гости пришла, сказку с присказской  принесла». 
А творческие способности детей помогают раскрыть  такие проекты  как «Летняя мастерилка с «Классным журналом» и #Бесконтактная библиотека. В виртуальную плоскость была перенесена  и такая форма  интерактивной работ,  как квест.  Подробный рассказ читаем в статье  директора библиотеки Ольги Ивановны Федотовой.
 

3. Мищенкова, М. Домовёнок Кузя становится блогером.  // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №20. - С. 43-44.

Методист Калужской областной детской библиотеки Маргарита Мищенкова рассказывает об Интернет-проекте «Кузя onlaine» - это видеожурнал, который состоит из трёх рублик: «Волшебная лаборатория. Только с родителями», «Мастерская Кузи», «Кулинарный блог  Кузи», в которых домовёнок Кузя, известный  уже не одному поколению детей, общается с детьми, знакомит с книжными новинками и окружающим миром. Продолжительность видеороликов не более 3-х минут и это не утомительно для детей. По словам организаторов,  проект оказался востребованным и нужным.
 

4. Олейник, Е. Н. Литературная онлайн-гостиная "Как вечно пушкинское слово"  // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №14. - С. 32-33.

Писатель и критик Аполлон Григорьев в своё время написал: «А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». Каждый год 6 июня мы отмечаем 
Пушкинский день или  День русского языка. Придумываем разные мероприятия,  как по форме, так  и по содержанию. В этой статье описан опыт проведения онлайн-мероприятия - литературной гостиной "Как вечно пушкинское слово", которая прошла в  детской библиотекой им. А. С. Пушкина Ростовской-на Дону городской ЦБС. В конце статьи приведён список  интернет-ресурсов  о других мероприятиях об Александре Сергеевиче Пушкине.
 

5. Королькова, А. Ш. "Неунывающий Ангарск", или Скучно не будет! // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №14. - С. 21-22.

 «Для многих библиотек России период пандемии оказался достаточно сложным, но и интересным в плане приобретения нового опыта и экстремального перехода работы с пользователями в удалённый режим, В статье представлен опыт дистанционной работы ЦБС Ангарска в период изоляции, описана краеведческая развлекательно-познавательная игра – сетевой квест "Неунывающий Ангарск".
 

6. Мельникова, А. А. Закрытые "Открытые Мастерские", или Поиск новых форм работы на "удалёнке" // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №14. - С. 19-20.

В статье представлен опыт реализации проекта "Открытые Мастерские" в период изоляции. Проект многие знают как образовательную площадку по прикладным видам искусства.
 

7. Ершова, О. "Библионочь" в новом формате. Встретимся на просторах сети. // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №10. - С. 15-17.

Киришские библиотекари провели «Библионочь» на странице в социальной сети Вконтакте. Многообразие форм, привлечение большого количество талантливых, творческих людей на одной площадке, возможность повтора, записи – всё это преимущество работы в дистанционном  режиме. 
Видеозаписи с чтением детских стихов, спектаклей, концертов; видеоролики встреч с интересными людьми, виртуальные выставки книг и картин – проходили один за другим на протяжении пяти часов.  
 

8. Шмитц, Н. С. "Пока все дома", или Библиотека онлайн  // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №10. - С. 18-20.

Методист МКУК «Центральная детская библиотечная система» города Магнитогорска Надежда Сергеевна даёт описание новых форм работы детской библиотеки в дистанционном формате. Проект «Пока все дома: смотрим, радуемся, читаем» включает в себя множество различных форм работы в виртуальном режиме: громкие чтения, мастер-классы, викторины, и с привлечением специалистов из разных отделов.
 

9. Андриюк, М. В. Виртуальные затеи  // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №10. - С. 66-69.

 «Пандемия и последовавшая за ней самоизоляция обернулись любопытными  проектами, созданными специалистами ЦБС города Норильска в режиме онлайн». «Сказки на ночь» – ежедневная  короткая сказка, снятая на видео, с элементами театрализации и сказочными костюмами; «Нереальные истории» – современные тексты и классику читали актёры Норильского Заполярного театра драмы; проект Публичной библиотеки  «На кухне с классиком»; проект «Библиополка» с обзором современной литературы; клуб «Что? Где? Когда? В пижамах».
 Понятно, что все проекты, проводимые в онлайне,  требуют много  сил и времени на подготовку. Но время во времена самоизоляции было. Не надо было отвлекаться на обслуживание посетителей библиотеки. И остались записи, которые можно повторить в любое другое время. «Что не делается, всё к лучшему. Было хорошо, будет ещё лучше».
 

10. Некрасова, С. В. От хип-хопа до английского романа  // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №9. - С. 83-85.

 Оригинальный и интересный контент для молодёжи создали в Донецкой республиканской библиотеки для молодёжи. «Виртуальные диалоги» – проект, посвящённый теме астрономии и космонавтики; «А Вам на А!» – онлайн-марафон по популяризации интеллектуального досуга молодёжи в социальных сетях; «Хип-хоп и книги» – проект рассказывает о книжных предпочтениях популярного у молодёжи литературного жанра хип-хопа; «За чистоту русского языка» – цикл видеопрезентаций, направленных на поддержку русского языка и культуры.
 

11. Андреева, О. А. Один клик до., или "Пора работать удалённо"  // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №8. - С. 12-15.

Невская Централизованная библиотечная система г. Санкт-Петербурга авангард передового опыта работы библиотек, и «за время самоизоляции накопили … чемоданище профессиональных креативных и увлекательных проектов», которыми они с удовольствием  и делятся со страниц журнала «Современная библиотека».  Перечислю только названия онлайн мероприятий: «Антивирусное чтение», «Книжный завтрак», «Зверокарантин», «К барьеру», «Герои слушают». Чтение, пение, танцы, приготовление еды всё смешалось в библиотечных залах.
 

12. Братченко, Н. В. Три онлайн-игры за месяц // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №6. - С. 24-26.

«Самоизоляция  бросила библиотекам вызов, и мы на него ответили». Центральная городская детская библиотека им. В. И. Ленина Ростовской-на-Дону городской централизованной библиотечной системы только за месяц самоизоляции создали три игровых онлайн-продукта: военно-патриотическую онлайн-викторину «Хроники Победы», онлайн-квест «Связной»,  анимированный онлайн-квест «Летний библиокешинг».
 

13. Гермизеева, А. Ю. Литературный тревел-квест // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №6. - С. 20-23.

Тревел-квест – по-русски игра-путешествие. Омские библиотекари запустили новую форму литературной игры с помощью Google-карт на основе технологии Google Street View (просмотр улиц – англ.), позволяющей обозревать панорамные виды многих городов. Идеи, подсказки вы найдёте в статье Алины Гермизеевой, главного библиотекаря отдела социокультурных проектов ЦГБ г. Омска. А опыт проведения  квеста «По Пушкинским местам» описан подробно и обстоятельно. «Путешествуйте виртуально и с пользой!»: – призывают омские библиотекари.
 
 
14. Ходосова, О. С. #Мирдолжензнатьчтоячитаю: как в социальных медиа отражается чтение книг. / О. С. Ходосова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №5. - С. 67-71.
 
О необычном исследовании того, как пользователи социальных сетей обсуждают чтение, библиотеки и литературные произведения, рассказывает методист организационно-массового отдела Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова. 
« В итоге найдены 150 профилей, в которых суммарно опубликована 891 запись. Ярославцы писали отзывы о прочитанных книгах. Делились списками книжных рекомендаций, обсуждали самые разные темы, касающиеся книг и чтения… Всего в  анализируемых публикациях упоминались книги 647 самых популярных авторов».
 

15. Чернова, К. Д. «PROMурманск»: нескучный способ познакомиться с городом / К. Д. Чернова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №5. - С. 16-17.

Центральная  городская библиотека города Мурманска реализовала проект «PROMурманск», разработав квест-тур с использованием мобильного аудиогида платформы izi.travel. Экскурсия в режиме онлайн по столице Заполярья знакомит с достопримечательностями города: памятники, арт-объекты, парки и скверы, а игровые элементы  предлагает участникам почувствовать себя настоящими искателями приключений. Каждый год в городе появляются  новые памятники, культурные объекты,  что позволяет продолжать дополнять игру.
 

16. Огнева, Ирина Николаевна. Сетевые акции как способ объединить реальную и виртуальную работу библиотеки / И. Н. Огнева // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. - 2020. - №4. - С. 29-31.

Ирина Николаевна Огнева, заведующая методическим отделом ЦГБ им. А. М. Горького Г. Арзамаса Нижегородской области,  создатель и автор библиотечного блога «Библиомания». Профессионал библиотечного дела, человек, идущий в ногу со временем, освоивший инновационные формы работы, участвующий во многих конкурсах.
В своей статье Ирина Николаевна делится опытом проведения сетевых акций в библиотеке г. Арзамас. Как всегда интересно, профессионально, интерактивно, оригинально. Начиная с названия акций  и заканчивая формой подачи мероприятия,  всё необычно – конкурс  «Кулинарный вояж», костюмировано-театрализованная кулинарно-литературная викторина «Кулебяка от Гоголя и салат от Бунина», литературно-поэтического вечера «Золотое-наливное», информационно-познавательный микс «Эх, яблочко…», фестиваль «Арзамазское варенье».  
 
 
Зотова, А. А прыгнуть хочется высоко // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №3. - С. 38-41.
 
Сейчас уже сложно представить библиотеку без странички  в социальной сети. Написано множество всевозможных методичек, в профессиональной прессе даны мастер-классы с пошаговой инструкцией и советы, советы, советы. Вот и в нашей библиотеке, Анастасия Александровна Курицина, зав. сектора по массовой работе, провела обучающее занятие о том, как правильно  работать  в социальной сети, после её командировки в Вологду, Много полезного узнали наши сотрудники из рассказа и презентации Анастасии Александровны. Приятно осознавать, что молодые библиотекари и smm-щики Библиотеки № 9 им. Даниила Гранина Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга, отвечая  на вопросы своего коллеги, дали те же  советы и  затронули те же проблемы,  что прозвучали и на нашей учёбе.
 

17. Озерова, Е. Ю. "Кошачий trip": прямиком из Instagram / Е. Ю. Озерова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2020. - №2. - С. 38-41.

В статье Елены Юрьевны Озеровой, заведующей библиотекой «Дом семьи» МИБС г. Томска и библиографа Валерии Борисовны Тухватуллиной повествуется об одной сетевой акции, «выстрелившей» с интернет-платформы Instagram, перевернувшей библиотечную жизнь во многих городах России, с помощью одной вязанной игрушки – «благородного, обаятельного и харизматичного кота». Скажите,  абсурд, нереально, но факт остаётся фактом. Не знаешь, что заинтересует подписчиков в социальных  сетях, и из чего деятельные библиотекари могут сделать сенсацию.

18. Бондарев, С. Б. Как продать впечатления? // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2019. - №10. - С. 33-37.

«Инстаграм» – это относительно молодая социальная сеть для обмена и оценки фотографий и коротких видеороликов, создавалась она как эффективный инструмент для интернет-магазинов, рекламных проектов, количество постоянных посетителей в Instagram намного меньше, чем в социальной сети ВКонтакте. Поэтому не каждая библиотека пользуется этой платформой.
Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова четвёртый год ведёт библиотечную страницу в «Инстаграме». Как создавался аккаунт, какие ставились задачи, какой информацией делились и делятся с подписчиками, какие планы впереди, рассказывает в статье Степан Борисович Бондарев, специалист по связям с общественностью. 
 

19. Кретова, Е. А. Проект KRASNAKARTA: серия открыток Ильи Тихомирова / Е. А. Кретова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2019. - №9. - С. 93-95.

В статье рассказывается о мультимидейном проекте KRASNAKARTA Ильи Тихомирова и ЦБС Красногвардейского района Северной столицы.
 

20. Хакимова, О. Р. Зачем библиотекарю быть блогером? // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2019. - №9. - С. 42-44.

В статье О. Р. Хакимовой идёт речь о первом буктьюбере в России Тамаре Дмитриевне Хакимовой и её канале на YouTube «Приют мысли».
Кто такие буктьюберы? «Буктьюбер – видеоблогер, который ведет на сайте YouTube канал, посвященный книгам. Буктьюберы в видеоблогах рассказывают о прочитанных ими книгах, любимых авторах, книжных новинках или же просто рассуждают о литературе».
Тамара Дмитриевна – блистательный рассказчик, талантливый библиотекарь. Она работает в Звениговской межпоселенческой библиотеки в должности заведующей отделом обслуживания, и её канал оказывает неоценимую пользу библиотеке. 
Заходите на канал «Приют мысли», и вы обретёте приятного и умного собеседника в вопросах литературы. Советуйте канал  своим читателям.
 

21. Мосеева, Д. Краеведение «Русского Севера» в Сети: из истории создания электронных краеведческих ресурсов. // Библиотечное дело. – 2018. - № 15 – С. 18 – 22.

Статья о создании электронных краеведческих ресурсов. В этот раз своим опытом делятся коллеги их Архангельской областной научной библиотеки. Из статьи вы узнаете об успешной корпоративной деятельности библиотеки и создании интересных электронных продуктов. В том числе «Виртуального музея «Книжные памятники Архангельского Севера». Экспозиция музея включает такие уникальные вещи, как рукописные и старопечатные книги XI – XIX веков. Есть у краеведов библиотеки тематический сайт «Литературный Север», создан портал «Культурное наследие Архангельского Севера». Активно работают специалисты АОНБ им .Добролюбова в социальной сети. Существует краеведческий сайт со многими разделами. Можно сравнить с нашим и, возможно, что-то позаимствовать.
 

22. Теличко, Л. В. Bon-voyage за 60 минут вокруг света. // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2018. - №7. - С. 68-71.

Литературные и  виртуальные    путешествия, которые организуют в Тульской областной детской библиотеке.
 «Друзья! Хотите увидеть Лондон с высоты птичьего полёта? Полюбоваться цветущей сакурой? Побывать в гостях у Чиполлино или познакомиться с благородным Дон Кихотом?», – с такими вопросами обратились библиотекари к своим читателям. Получив положительный ответ, приступили к реализации проекта. Но как сделать так, чтобы детям было интересно и полезно? Библиотекари Тульской областной детской библиотеки  проявили чудеса изобретательности и креативности. Занятия проходили в формате литературно-географического кафе, оформление которого подчёркивало национальный колорит той страны, в путешествие по которой, собирались ребята. Они знакомятся с историей и географией страны, с известными персонажами художественной литературы той страны и с обязательной дегустацией национальных блюд.
В статье подробно описаны четыре путешествия в Великобританию, в Испанию, во Францию и Италию.
 

23. Уварова, Е. В. Социальные сети: площадка диалога. // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2018. - №9. - С. 26-29.

Интернет занимает значительное место в жизни каждого из нас¸ поэтому библиотеки сегодня активно используют возможности интернет-сообществ, социальных сетей для своего позиционирования.
Библиотечные странички в  «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграм», «Мой мир», «Фейсбук» – это площадки для прямого общения с читателями, обсуждения книг, продвижения услуг библиотеки,
Каждая библиотека пытается отыскать свои пути и способы в социальных медиа,  через которые они могли бы воздействовать на  своих читателей.
В статье «Социальные сети: площадка диалога» Екатерина Валерьевна Уварова, ведущий библиотекарь ЦГБ им. А.С. Пушкина города Орла, рассказывает о работе её библиотеки в социальных сетях. Автор обращает внимание на то, что большой популярностью у молодёжи пользуются сетевые игры и конкурсы, что после масштабных мероприятий интерес к библиотечным страницам удерживается  публикацией фотографий и впечатлений с прошедшего мероприятия. Вроде бы прописные истины, но от них зависят успешность и целесообразность деятельности библиотеки в социальных сетях.
 

24. Пирогова, Т. С. Группы в социальных сетях: советы бывалых. // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2018. - №10. - С. 38-44.

И снова на страницах журнала статья, посвящённая работе библиотек в социальных сетях. На этот раз работники Свердловской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского делятся своим опытом ведения библиотечных страниц. Составление рубрикатора, контент-план на месяц, календарь событий на неделю, работа над контентом, шаблон для текста. Да, все эти рекомендации мы услышали на учёбе ведения страницы в социальных сетях, которую проводила Анастасия Александровна Курицина. Если вы что-то забыли, прочитайте статью, где очень подробно рассмотрен данный вопрос. В конце статьи представлен список журнальных статей по данной теме.
 

25. Сарабанская, Л. А. Виртуальная шкатулка о родной земле. / Л. А. Сарабанская // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2018. - №7. - С. 40-42.

«Библиотеки уже более десяти лет активно используют Интернет для продвижения своих брендов и брендов территории». В статье Людмила Анатольевна Сарабанская, заведующая библиотекой № 17 ЦБС г. Каменска-Уральского Свердловской области, делится опытом создания краеведческого сайта «Посёлок имени Чкалова 1942-2017». Информация о посёлке, о людях, проживавших и проживающих ныне и внёсших неоценимый вклад в развитие и становление этого места, официальные документы, публикации в СМИ и ещё много другой информации. Казалось бы, история небольшого посёлка может быть интересна лишь небольшому количеству людей, но пользователями этого сайта стали жители США, Германии, Казахстана, Турции, Италии и других стран.
 

26. Бутырская, Юлия Николаевна. Сетевой ресурс для юных "самоделкиных". / Ю. Н. Бутырская, М. И. Рябова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. - 2018. - №4. - С. 25-27.

В статье рассказывается  о  создании серии видеороликов «Мастер-класс в библиотеке» в Центральной системе детских библиотек  города Самара. «Это полезная видеоподсказка для родителей, которые уже приходили на занятие, но ещё не успели полностью разобраться в технологии создания поделки, и отличный способ заинтересовать не только реальных, но и виртуальных пользователей». 
 

27. Сокольская, Леся. Библиотечное OK,NO – символ и инструмент: Проблемы формирования визуального имиджа. // «Библиотечное дело». – 2018. – № 3. - С.25-32.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как должны выглядеть библиотечные окна? Или как они могут выглядеть? Согласитесь, чаще всего окно в библиотеке рассматривается как источник света. И, конечно, это замечательно, когда у библиотеки светлое помещение.  Но окна – это и источник пыли. И прямых солнечных лучей, которые вредны книжным переплётам. И шума, если за окном центр города. А к окнам, естественно, прилагаются шторы или жалюзи. А на подоконниках – комнатные цветы в разнообразных горшочках для создания домашнего уюта. Всегда ли это уместно? Как организовать помещение библиотеки таким образом, чтобы и оформление окон подчёркивало стиль и работало на имидж библиотеки? Когда в библиотеке нужны плотные шторы, отделяющие читателя от шумной улицы, а когда открытые окна, подчёркивающие открытость самой библиотеки? А ещё можно использовать пространство окна-витрины для организации книжной выставки. И вспомнить рекламные методики. Можно попробовать, пофантазировать. «Библиотечная  витринистика» только начала своё развитие. Автор этой интересной статьи приводит разнообразные примеры и предлагает задуматься об оформлении библиотечных окон. Давайте попробуем! Мне, например, очень захотелось, чтобы и в наших библиотеках появились «Апельсиновое окно», «Окно желаний», «Новогодняя сказка», «Окно мечты» и многие другие.
 

28. Баркова, И. Выходить из дома необязательно. / И. Баркова // БИБЛИОТЕКА. - 2016. - № 8. С. 27-29.

В статье рассказывается о виртуальных экскурсиях по старейшему городу Кемеровской области – Новокузнецку, проводимые библиотекарями города.
 

29. Баркова, Ирина.  Коллекции медиаресурсов. Виртуальное краеведение для детей. «Библиотечное Дело» № 9 – 2016.

Статья рассказывает о создании краеведческих электронных ресурсов для детей библиотеками Новокузнецка. Автор – Ирина Баркова, главный библиограф Центральной детской библиотеки – делится опытом работы по созданию краеведческих электронных ресурсов для детей и подростков. МИБС города Новокузнецка имеет 11 самостоятельных детских библиотек, тогда как обслуживают читателей детей все 27 муниципальных библиотек города. В связи с этим на сайте «МИБС» появился раздел «Для детей и не только». В последние годы появилось немало интересных краеведческих электронных изданий для детей: электронная энциклопедия «Город спортивных традиций». «Детское экскурсионное бюро»,  «Писатели Новокузнецка – детям» и другие; несколько новых виртуальных выставок.
Опыт библиотечного краеведения будет интересен и нашим библиотекам.
 
 
Главный библиотекарь методического отдела ЦГБ им.В.В.Верещагина
Л.И.Григорьева
 


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика