Авраева, Ю. Б. Руководители и методисты библиотек : новые ориентиры : тематический сборник избранных работ / Ю. Б. Авраева. - Москва : Литера, 2015. - 247 с. - (Современная библиотека).
В книгу включены наиболее важные, интересные и не потерявшие актуальности публикации 1984-2013 гг. Название сборника раскрывает его основное содержание: «Руководитель библиотеки – ключевая фигура», «Методист библиотеки – высококлассный специалист». Самое главное, работы Ю.Б. Авраевой в равной степени используются как специалистами-практиками, так и в профессиональной подготовке студентов. Автор особое внимание уделяет вопросам повышения профессиональной компетентности руководителей и методистов библиотеки. Востребованность сборника очевидна, поскольку сейчас мало издается литературы, посвященной управлению библиотекой, организационной культуре руководителя библиотек, организации труда методических служб в условиях реформ и перестроек.
Алешин, Л. И. Библиотечные сервисы : научно-практическое пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. – Москва : Литера, 2015. – 304 с. – (Современная библиотека).
Библиотеки самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь в первую очередь на потребности потенциальных пользователей, а также на возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, несомненно, библиотеки должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. Критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных услугах. Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания. Исследование множества материалов, посвященных библиотечным услугам, показало, что ныне нет их четкой многоаспектной классификации. В данном пособии не ставится подобная цель - для этого необходимо проводить отдельное самостоятельное исследование.
Алешин, Л. И. Внестационарное библиотечное обслуживание : учебно-практическое пособие / Л. И. Алешин. – Москва : Литера, 2014. – 288 с. – (Современная библиотека).
В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания: плавающие библиотеки, библиотечные пункты, передвижные библиотеки, библиобусы, библиотеки на открытом воздухе, мобильные электронные библиотеки.
Арутюнов, В. В. Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек (Искусство и наука общения) : учебно-методическое пособие / В. В. Арутюнов. – Москва : Литера, 2009. – 216 с.
В настоящее время в России, даже с учетом интенсивного развития сети Интернет, библиотека является одним из основных коммуникационных центров. Без умения эффективно излагать свои знания и мысли руководству, коллегам и партнерам, проводить деловые встречи и вести переговоры квалификацию специалиста нельзя считать современной и полной. Как квалифицированно, с использованием новейших методов и средств современных коммуникаций, разговаривать по телефону, выступать по радио или на телевидении, строить свое выступление или доклад с грамотным использованием наглядных пособий и иных современных информационных технологий? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данном пособии.
Библиотека и закон : юридический журнал-справочник : [документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день] / [отв. ред. О. Бородин]. - Москва : Либерея-Бибинформ. Вып. 36 (1'2014). - 2014. - 384 с. : табл.
В справочнике публикуются законодательные и подзаконные акты, отражающие изменения методологического характера в государственной социальной политике последнего времени, представлена юридическая база для комплектования библиотек, в выпуск включен закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд".
Бойкова, О. Ф. Персональные данные : обработка, использование и защита : методические рекомендации / О. Ф. Бойкова ; [Российская государственная библиотека, НИО библиотековедения]. - Москва : Пашков дом, 2013. - 117, [1] с.
После вступления в силу ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года была создана правовая основа для реализации конституционных прав граждан, обеспечения интересов организаций, в том числе библиотек, использующих персональные данные в своей работе. Данный сборник содержит методические рекомендации по обработке, хранению, использованию и защите персональных данных пользователей и работников как в традиционном (бумажные носители), так и в электронном виде. Советы по разработке и принятию нормативных актов, организационных и технологических документов в библиотеке. Методические рекомендации адресованы руководителям библиотечно-информационных учреждений, а также широкому кругу библиотечных работников.
«Василий Теркин», «Герой нашего времени» и другие книги-юбиляры-2015 : сборник сценариев, игровых программ и занимательных конкурсов / ред.-сост. А. Фирсова. - Москва : Либер-Дом, 2014. – 128 с. – (Детская читальня, Библионяня ; вып. 32).
В сборник включены рассказы о книгах-юбилярах 2015 года и их замечательных авторах; викторины и инсценировки, посвященные любимым героям и их приключениям; сценарии проведения классных часов и внешкольных мероприятий.
Головина, Г. В. Актуализация самовоспитания младших школьников в библиотеке : учебно-методическое пособие / Г. В. Головина, М. Д. Кузьмичева. – Москва : Литера, 2015. – 160 с.
Учебно-методическое пособие позволяет расширить представление об особенностях процесса самовоспитания, о технологии формирования и развития таких способностей, как самоанализ, саморегуляция, самоопределение, самореализация, что подкреплено сценариями неклассных мероприятий в помощь библиотекарю. Материалы пособия могут быть использованы в современной библиотечной практике, в работе образовательных и культурно-досуговых учреждений.
Головко, С. И. Книжное наследие : формы продвижения к современному читателю : научно-практическое пособие / С. И. Головко. – Москва : Литера, 2016. – 280 с. – (Современная библиотека).
В данном пособии представлены отдельные страницы истории книжного наследия России. Особое внимание уделено раскрытию роли книги в приобщении читателей к отечественной истории литературы и культуры. Автор предлагает конструктивные формы и средства продвижения среди современной читательской аудитории книжного наследия.
Головко, С. И. Литературное наследие : технологии интегрирования в читательскую среду : монография / С. И. Головко. – Москва : Литера, 2015. – 208 с. – (Современная библиотека).
Комплекс инновационных методов и средств приобщения к литературному наследию, авторские версии для проведения тематических и творческо-биографических акций, программ, коммуникативно-повествовательных форм литературного просвещения, представленный в книге, направлен на укрепление мотивации к чтению лучших произведений русской словесности и позволит обогатить восприятие литературного наследия читателями разных поколений.
Елизарова, Р. У. Информационно-коммуникационные технологии : готовность библиотек к электронному развитию : научно-практическое пособие / Р. У. Елизарова. – Москва : Литера, 2013. - 136 с.
В издании в контексте формирования глобального информационного общества рассмотрен феномен информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечной сфере, даны показатели оценки развития и использования этих технологий в библиотеках. Проведен анализ использования ИКТ для развития библиотек в регионах России, открывающего принципиально новые возможности предоставления информационных услуг, производства ресурсов по культуре и доступа к ним населения и специалистов. Анализ основан на применении интегрального показателя и отдельных показателей использования ИКТ в культуре, разработанных Институтом развития информационного общества, по двум направлениям: доступ к ИКТ учреждений культуры, использование ИКТ в учреждениях культуры. На примере сети муниципальных библиотек Республики Татарстан представлены направления использования ИКТ, освещена технология корпоративной деятельности в рамках автоматизированной библиотечно-информационной системы «Руслан». Большое внимание уделено порталу Национальной электронной библиотеки Татарстана, который является единой точкой доступа к информационным ресурсам библиотек республики.
Жаворонкова, Т. Н. Ресурсы деловой информации : [учебно-практическое пособие] / Т. Н. Жаворонкова. - Москва : Литера, 2009. - 111 с. : ил.
В пособии большое внимание уделено информационно-библио¬графическим ресурсам деловой информации российских библиотек. Обобщен опыт центров деловой и правовой информации российских библиотек по созданию информационных продуктов и оказанию ус¬луг потребителям. Предназначено для руководителей и работников областных, городских и районных библиотек, а также для преподава¬телей и студентов вузов культуры.
Кашкаров, А. П. Новации в читальном зале : развивающие игры, мотивационные конкурсы / А. П. Кашкаров. - Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. - 111 с. : рис.
В книге описаны апробированные приемы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексы. Используя непридуманные истории, автор хотел передать читателю частичку отцовской души. Приведенные выводы и рекомендации – это синтез 10-летнего опыта воспитания детей, а также результатов собственных экспериментов, проведенных в формате дополнительного образования возрастных групп и квалификаций. Когда я начинал работу над книгой, мне надо было решить – писать ли ее с бесконечными ссылками в тексте или без них, и я пришел к выводу, что без них книга будет более удобной для чтения. В заключении дан список рекомендуемой литературы для развития читательской активности детей. Пособие адресовано библиотекарям, психологам, руководителям детского чтения, а также родителям школьников.
Кем стать, пекарем или лекарем, спроси у библиотекаря : сценарии мероприятий по профориентации, викторины, тесты, материалы для тематических выставок / [ред.-сост. И. В. Зайцева]. - Москва : Либер-дом, 2014. - 127 с. : ил. - (Детская читальня «Библионяня» ; вып. 31).
В издание включены сценарии для проведения библиоэкскурсий в мир различных профессий, где книга выступает в роли проводника. В практической части даны психологические тесты на проверку способностей, склонностей и навыков читателей, а также примеры игровых ситуаций и материалы для тематических выставок.
Кононенко, И. М. Муниципальные публичные библиотеки : трансформации во времени : научно-практическое пособие / И. М. Кононенко. – Москва : Литера, 2014. - 86 с.
В пособии описаны процессы трансформации общедоступных городских библиотек, которые происходят под воздействием стремительно развивающихся технологий в современном мире, в том числе и информационных. Публичные библиотеки включены в процесс трансформации, выполняя свои задачи по изучению и удовлетворению информационных потребностей общества, организации свободного доступа к своим ресурсам.
Крылова, Н. Б. Старшеклассники : личностный рост. Библиотечное содействие средствами классической художественной литературы : учебно-практическое пособие / Н. Б. Крылова. – Москва : Литера, 2015. – 128 с. – (Современная библиотека).
Чтение научно-популярной, учебной и художественной литературы играет значительную роль в нравственном воспитании человека. Особое место отводится художественной классической литературе, которая является источником знания и духовного развития.
Культурная среда России : формирование личности : сценарии и игровые программы. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 96 с. – (Детская читальня «Библионяня» ; вып. 30).
В предлагаемый сборник включены сценарии праздников, развлечений и занятий для учащихся дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы, которые помогут библиотекарям, воспитателям и педагогам провести мероприятия, включающие викторины, устные журналы, игры, приуроченные к тому или иному событию или явлению культуры.
Лиллиан, Дж. Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей : практическое пособие / Дж. Лиллиан ; [пер. с англ. М. В. Алексеевой] ; [предисл. И. Б. Михновой]. – Санкт-Петербург : Профессия, 2015. – 174 с. – (Азбука библиотечной профессии).
В книге собраны интересные примеры из опыта американских библиотекарей по работе с молодёжью, детьми и подростками. Рассмотрены условия для разработки и успешной реализации библиотечных программ для молодых читателей, прежде всего, рациональное планирование бюджета программ. Приводятся примеры программ для различных категорий молодых читателей. Все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей, содержат пошаговые инструкции и варианты исполнения при минимальных затратах, сопровождаются полезными ссылками на источники дополнительной информации.
Обеспечение качества информационно-библиотечного обслуживания : пособие для руководителей библиотек / Российская национальная библиотека, Рос. библ. ассоц. ; [отв. сост. и рук. проекта Л. В. Куликова]. - Санкт-Петербург : РНБ, 2013. - 174 с.
Проблемы эффективности библиотечной деятельности и качества информационно-библиотечного обслуживания приобрели особую актуальность и стали одним из приоритетных направлений. Эти проблемы активно разрабатываются в мировой практике и в России применительно к библиотекам разного типа. В пособии раскрываются основные положения системы управления качеством, использование элементов которой способствует наиболее эффективному выполнению целей и обязательств библиотек перед пользователями в соответствии с требованиями современного общества. Составителями приняты во внимание разработки российских и зарубежных специалистов в области управления качеством и информационно-библиотечного обслуживания, а также методические подходы к определению основных принципов и положений по предоставлению и оценке качества государственных (муниципальных) услуг. Пособие адресовано руководителям библиотек и широкому кругу специалистов, решающих вопросы научной организации труда и управления качеством.
Орлов, В. В. PR-технологии в управлении имиджем библиотеки : учебно-практическое пособие / В. В. Орлов. – Москва : Литера, 2015. – 192 с.
В книге анализируется сущность, содержание и специфика библиотечного PR, рассматриваются его организация, роль и место в системе управления имиджем библиотеки; предлагается авторская модель пресс-службы и того сегмента PR-технологий библиотеки, которые она разрабатывает и реализует. Книга адресована всем работающим в области PR в библиотечной сфере, преподавателям учебных дисциплин по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям библиотек на библиотечно-информационных факультетах и факультетах журналистики, студентам средних специальных и высших учебных заведений культуры.
Полтавская, Е. И. Библиотека : учреждение и/или социальный институт? : [научно-практическое пособие] / Е. И. Полтавская. - Москва : Литера, 2009. - 176 с. : ил.
Практическая значимость пособия заключается в определении различия понятий "учреждение" и "социальный институт". Рассмотрение данной проблемы должно привести к усилению внимания к нуждам пользователей библиотеки со стороны руководителя и всего персонала библиотеки. По мнению автора, смыслообразующий элемент "пользователь" превращает библиотеку-учреждение в систему «библиотека - социальный институт». Усиление работы с читателем делает систему долговечной и устойчивой.
Протопопова, Е.Э. Издательская деятельность библиотеки : [иллюстрированный справочник специалиста] / Е. Э. Протопопова, Е. В. Кузакова. - Москва : Литера, 2009. - 96 с. : ил.
Содержит понятийные и нормативные характеристики видов и типов информационных, справочных, библиографических, рекламных и методических изданий, подготавливаемых специалистами библиотек. Содержит терминологию, регламенты и образцы издательских продуктов библиотеки, которые позволят уточнять форму и вид издания, создавать библиографическое описание и оформлять издания согласно ГОСТам. Новизна пособия выражается в наличии примеров библиографического описания отдельных видов издательских продуктов. Основная задача пособия - практическая помощь специалистам библиотек, расширение знаний об издательском деле в библиотеке. Правила, изложенные в пособии, будут небезынтересными как для опытных специалистов, так и для начинающих библиотечных работников, журналистов, полиграфистов, специалистов по рекламе, руководителей и заведующих рекламно-издательскими отделами библиотек.
Савкина, С. В. Электронные выставки библиотек : технология подготовки и оценка качества : учебно-практическое пособие / С. В. Савкина. - Москва : Литера, 2016.- 120 с. - (Современная библиотека).
В данном пособии рассматриваются технология подготовки и методика оценки качества электронных библиотечных выставок. Раскрыты возможности реализации информационной, культурной и образовательной функций библиотек посредством электронных выставок. Описаны интерактивные возможности электронной библиотечной выставки как новой диалоговой формы работы с читателями. Представлена многоаспектная классификация электронных выставок. Пособие предназначено для повышения квалификации библиотечных специалистов и может быть использовано для самообразования.
Слушайте, звучат стихи! : о долге, личности и чувствах : сборник тематических сценариев для библиотекарей и педагогов. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 96 с. – (Детская читальня «Библионяня» ; вып. 29).
В сборник включены сценарии классных часов и внешкольных мероприятий. Пособие рассчитано на учащихся 5-11-х классов и адресовано учителям средних школ, библиотекарям.
Суняйкина, Т. В. Репертуар художественной книги для подростков : процессы формирования и освоения : учебно-методическое пособие / Т. В. Суняйкина. – Москва : Литера, 2009. – 155 с.
Пособие посвящено решению одной из главных проблем деятельности детской, юношеской и школьной библиотеки – комплектованию фонда художественной книги для подростков. Какие факторы должны быть учтены при формировании репертуара художественной книги? В книге раскрываются методики крупномасштабного исследования особенностей литературно-художественного чтения современных российских подростков.
Татаринова, Е. А. Выставки в библиотеке : зачем и как? : практическое пособие / Е. А. Татаринова. – Москва : Литера, 2014. - 144 с. – (Современная библиотека).
Актуальность выставок в любой сфере деятельности современных предприятий и организаций в настоящее время признается всеми экспертами. Естественно, выставки, организуемые в разных сферах экономики, имеют свои особенности. Те методы организации выставок, которые используются в представлении промышленных товаров, не всегда подходят для организации выставки в библиотеке. Выставки в библиотеке, конечно, имеют свою специфику подготовки и проведения. Хотя библиотеки начали организовывать выставки сравнительно недавно - всего лишь 100-150 лет назад, - тем не менее у этой области деятельности библиотеки есть свои традиции. Но произошедшие изменения в экономике, а также появление новых технологий повлекли за собой и корректировку традиционных подходов к организации и формам проведения выставки. Именно с точки зрения измененных условий существования библиотеки в существующей реальности рассматриваются обновленные и совершенно новые способы подготовки экспозиций, а также само существование выставки в современной библиотеке. При подготовке книги использован опыт выставочной деятельности Российской государственной библиотеки.
Шеламова, Г. Н. Библиотека выходит на улицы города : инновационные формы массовых акций / Г. Н. Шеламова, Н. Б. Ковальская. - Москва : Либер-Дом, 2014. — 189 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век ; вып. 157).
В данном пособии обобщается опыт проведения массовых библиотечных акций вне стен библиотеки - под открытым небом. Рассмотрены на теоретическом уровне и практически описаны основные формы мероприятий такого рода, способы повышения эффективности. Основу книги составило изучение деятельности двух крупных централизованных библиотечных систем - городов Елец Липецкой области и Воркута Республики Коми. В приложениях читателю предлагаются документация ряда важных массовых акций, образцы рекламных сопроводительных материалов.
Шипилова, И. З. Библиотека семейного чтения : традиции и новации : пособие для специалистов и родителей / И. З. Шипилова. – Москва : Либер-Дом, 2016. – 144 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 158).
В пособии характеризуется работа библиотеки семейного чтения как центра по организации познавательной и досуговой деятельности всех членов семьи.
В книге рассказано об истоках зарождения семейного чтения в дворянских семьях, о культуре и образовании в царской России, о создании первых детских библиотек. В издании обоснованы принципы создания библиотек семейного чтения, предложены критерии их оценки. Даны характеристики традиционных и инновационных форм и методов работы с семьёй, описываются маркетинговые стратегии их использования. Автор рассматривает информационную среду, которую формирует библиотека семейного чтения. В книге широко представлен передовой опыт московской Библиотеки им. Н.Ф. Погодина. В приложениях даны – «Школа родительской грамотности»: примерная тематика занятий для родителей; рекомендательный список литературы для учащихся средних и старших классов и их родителей «Не плакать, не смеяться, а понимать!»; пилот-проект «Читаем вместе»; программа библиотечного исследования «Досуг семьи: книга или компьютер»; программа клуба для родителей «Мой маленький гений» и т.д. Издание предназначено сотрудникам массовых библиотек, специалистам, работающим с семьями, преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений сферы культуры, родителям детей младшего возраста и подростков.
Шуминова, И. О. Библиотеки будущего : спектр перспективных услуг : практ. пособие / И. О. Шуминова. – Москва : Либер-Дом, 2016. – 112 с. – («Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 159).
Отвечая веяниям сегодняшнего времени, библиотеки становятся культурно-просветительскими центрами нового типа. Автор предлагаемого издания на основе обобщения разнообразного профессионального опыта подробно рассказывает о перспективных тенденциях в развитии библиотечной сферы. Речь идёт о «школе выживания в электронном пространстве» нестоличных библиотек, в провинциальных городах, посёлках и сёлах, которые стремятся стать сегодня для населения, прежде всего, «третьим местом», кроме работы и дома. Библиотека-театр, библиотека-музей, уличная библиотека, пространство для коворкинга и арт-пространство – вот те новые формы деятельности, которые могут сделать библиотеку местом общения, встреч и всестороннего развития её читателей. Пособие адресовано сотрудникам и руководителям массовых библиотек, преподавателям и студентам вузов культуры, специалистам по информационным дисциплинам.