Литературная квест-игра «Шапокляк снова в деле»

 

сценарий мероприятия в рамках Недели детско-юношеской книги-2023

 

Участники квеста собираются в холле, к ним выходит Фея Читалия.

Фея Читалия: Друзья! Приветствую всех участников Недели детской и юношеской книги!  Меня зовут Фея Читалия. Я прихожу к детям в библиотеку в дни весенних каникул. Как вы знаете, в эти дни  в библиотеках страны проходит праздник детского чтения - Книжкины именины! Но сегодня у меня не очень праздничное настроение. Увы, ко мне обратились герои детских книг. Кто-то вырвал из волшебной книги детских сказок страницы, и герои не могут вернуться обратно в книгу.  Но самое примечательное: все герои перед тем, как очутиться в реальности, общались с героиней сказки Эдуарда Успенского  Старухой Шапокляк. Вы её не видели здесь, в библиотеке? Она также не может вернуться в свою книгу. 

Появляется Старуха Шапокляк

Старуха Шапокляк: (напевает) «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя…». Ой, дамочка, а не Вы ли Фея Читалия?

Фея Читалия: Да, это я. Но не кажется ли Вам, гражданка книжной страны, что нужно сначала поздороваться и со мной, и с читателями.

Старуха Шапокляк: Нет, не кажется. Не люблю вежливых, а с вами – встрече не рада.

Фея Читалия: Итак, Шапокляк, сама признаешься или с помощью книжного допроса?

Старуха Шапокляк: А что сразу Шапокляк? Я тут ни при чем, я мимо проходила, а кто бросил камень в окно третьего подъезда, я не знаю. Это всё мальчишки (подходит к мальчикам – участникам квеста). Вот этот, кажется, вот он, он… Признавайся, хулиган…

Фея Читалия: Нет, не окно…

Старуха Шапокляк: А, так это про трамвай…

Фея Читалия: Трамвай?

Старуха Шапокляк: Я не грубила той тётке, она сама… У меня был билет, у меня этих билетов много: и на трамвай, и на автобус, и на поезд, и на самолет. Раз и … было ваше, стало наше….

Фея Читалия: Нет, не трамвай. Посмотри внимательно (достает листы, вырванные из книг).

Старуха Шапокляк: А, эти несостоявшиеся друзьяшки, потеряшки… А я им по- хорошему говорила: «Давай дружить!». А они мне, лучшему другу, пожалели самую малость: чемодан золотых монет, волшебный ковёр–самолёт и сущую безделицу – волшебную палочку! Ух, я бы колданула этой палочкой волшебной. У меня бы они все побегали, как ошпаренные.

Фея Читалия: Нет, Шапокляк! Героев нужно вернуть обратно в  страну книг. Иначе ты и сама не вернёшься туда. 

Старуха Шапокляк: Как не вернусь? А я ещё  хотела показать этому крокодилу, как нужно дружить! Это всё он! Не хотел пугать прохожих, не хотел со мной дружить!

Фея Читалия: Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть страницы волшебной книги сказок на место, а героев – в их произведения! Дети, согласны?

Дети: Да, поможем!

Старуха Шапокляк: Ну и чудаки! А я помогать не буду. Помогать? Ещё чего! 

Фея Читалия: (строго) Не верну обратно в книгу!

Старуха Шапокляк:  (испуганно, приседая) Ваше Книжное  Величество, я помогу!

Фея Читалия: Нужно отыскать героя этой книги (показывает листок из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч»).  Дети, знаете этого героя?

Дети: (отгадывают) Старик Хоттабыч!

(Фея приглашает пройти в локацию № 1, где  их встречает Старик Хоттабыч).

Старик Хоттабыч: О, достопочтимая Фея Читалия, и вы, отроки, юные друзья книги! Рахат моего сердца, услада для ума и души!

Старуха Шапокляк: Здорово, старичок!

Старик Хоттабыч: Как, эта недостойная женщина вновь посмела явиться перед моими очами?! 

Старуха Шапокляк: Да, ладно, этот половик давно было пора выбросить на помойку!

Старик Хоттабыч: Она испортила мой волшебный ковёр – самолёт, когда я отказался летать с нею над головами школьников и плевать на них сверху!

Старуха Шапокляк: Они всё равно всегда смотрят в телефоны, а нас не заметили бы…

Фея Читалия: Друзья! Давайте поможем уважаемому Хоттабычу отремонтировать волшебный ковёр- самолёт!

(1 конкурс. Дети делятся на две команды, по цепочке передают части «ковра» при помощи бельевых прищепок).

Старуха Шапокляк: Вот и всё, а ты боялся! Летай теперь, как белая ворона над нашим городом….

Старик Хоттабыч: Она опять меня оскорбляет! Если бы не моё уважение перед моим создателем, писателем Лагиным, клянусь…

Старуха Шапокляк: Да, ладно, не парься… У тебя просто борода седая, вот я и сравнила.

Фея Читалия: Не нужно ни с кем сравнивать  литературных героев. Да и людей тоже! Не нужно давать прозвища! Это невежливо, правда, ребята?

Старуха Шапокляк: Да я просто… Да у меня такая фантазия …Я такая вся внезапная, ироничная вся такая…

Фея Читалия: Друзья, давайте направим всю фантазию на важное дело! Нам нужно отгадать ребус, а затем составить пословицу. Тогда мы можем произнести  волшебную пословицу, и Хоттабыч вернётся в свою книжку. 

(Конкурс 2. Четыре команды отгадывают ребусы, из них составляется пословица. Верно составленная пословица позволяет персонажу Старику Хоттабычу вернуться в книгу Л. Лагина).

Старик Хоттабыч: О, драгоценные изумруды моей души! Как я рад, что мне помогли самые начитанные школьники в мире. До свиданья, друзья! До новых встреч!

Старуха Шапокляк: Он что ушёл, так и не став мне другом?

Фея Читалия: Даже самые известные и уважаемые  джинны, такие, как Старик Хоттабыч, всегда рады новому собеседнику и другу. Стоит только открыть  книгу Лагина «Старик Хоттабыч»! А я напомню, что пора выручать ещё одного  литературного героя!

Посмотрите на страничку, ребята, кто это?

(Дети отгадывают героя книги Дж.Роуллинг  профессора Миневру  Макгонагалл. Фея Читалия ведёт участников квеста в локацию № 2. Участников встречает профессор Макгонагалл).

Профессор Макгонагалл: О, новые ученики на факультете «ЦДЮБ»? Прошу собрать из кусочков волшебного картона картинку замка, в котором я, профессор Макгонагалл, получила своё образование, и отгадать название этой волшебной школы.

(Конкурс 3. Дети собирают пазл «Замок Хогвартс»).

Профессор Макгонагалл: Дети, мне нужно срочно вернуться в мир  своей книги, ведь там меня ждут мои ученики на уроках трансфигурации. Но, увы, сегодня я не могу превратиться даже в кошку - магии в вашем мире совсем немного. Друзья, поможете мне вернуться?

Дети: Да!

Профессор Макгонагалл: Самый действенный метод вернуть анимага в его книгу- это превратить геометрические фигуры в животное. Предлагаю вам заняться трансфигурацией!

(Конкурс 4.  Дети составляют из плоских геометрических фигур фигурки животных - кота, пса с тремя головами, дракона).

Профессор Макгонагалл: Уважаемые дети! Сегодня я ставлю всем отметку «отлично» и назначаю факультету «ЦДЮБ» 50 баллов!

Фея Читалия: Благодарим, профессор! Ребята, а ведь у нас есть ещё герои, которым нужна помощь! Вы знаете, кто изображен на этой страничке?

(Дети отгадывают героиню А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Фея Читалия ведёт детей в локацию № 3. Их встречает Пеппи).

Пеппи: Ой, друзья! Рада встрече! Я так соскучилась по Томми и Анике! Вот бы поскорей вернуться в свою книгу, ведь в реальности время идёт намного быстрей, и вот уже я превращаюсь во взрослую Пеппи.

Фея Читалия: Ах, Пеппи, мы с ребятами, конечно же, постараемся вернуть тебя в книгу Астрид Линдгрен! Правда, ребята?

Дети: Да!

Старуха Шапокляк: Да, да, вернём, а чемодан с золотыми монетами «я попрошу остаться»!

Пеппи: Ну, вот опять эта вредина! Снова мечтаешь купить на чемодан золота грузовик воздушных шаров? А затем проткнуть каждый шарик и торговать им в Соляном саду, чтобы дети плакали и капризничали?

Старуха Шапокляк: А это моя страшная месть. А я тоже, может, хочу весь день на каруселях кататься, а мне говорят, что они не для взрослых.

Пеппи: Ну и как с ней можно договориться? Ребята, помогите, мне, пожалуйста!

Дети: Да!

Пеппи: Ребята, у меня в книжке есть самая настоящая лошадь. Я – самая сильная девочка в мире и легко смогу её поднять двумя руками, но люблю я на лошадке просто покататься! Я очень скучаю по своей Лошади! А вы, ребята, сможете оседлать быстрых, резвых скакунов?

Дети: Да!

Пеппи: Тогда прошу, друзья!

(Конкурс 5. В игре участвуют две команды, от каждой выходит одновременно  по одному участнику. Участники берут в руки «коня» (макет головы лошади  из картона на палке). По сигналу разбегаются в разные стороны, чтобы добежать до «флажка», вернуться, достичь финиша. Кто оказывается быстрей, получает «сладкий приз»).

Старуха Шапокляк:  Ну, эта Пеппи… В библиотеке ипподром устроили! Скучает она по лошади! Тьфу! А по мне, лучшей, закадычной подруженьке, ты скучала?

Пеппи: Я скучала по всем друзьям! А чтобы мне было не так грустно, я портреты друзей – героев детских  книг -  поместила на книжные полки. Помогите, ребята, их собрать!

(Конкурс 6. Дети собирают «портреты» литературных героев, помещают их на магнитный экран).

Пеппи: Друзья, пора мне вернуться в свою книгу, на виллу «Курица». До встречи, друзья!

(Пеппи собирает портреты в чемодан, уходит).

Фея Читалия: Друзья! У нас впереди задача вернуть в книгу ещё одного героя.

(Фея показывает страничку из книги, дети отгадывают Капитана Крюка - персонажа книги Д.Барри «Питер Пэн». Фея Читалия ведёт участников квеста в локацию № 4).

Капитан Крюк: Ого, сколько матросов, и все на мой корабль? Вот ты (указывает на любого участника квеста)  мне подходишь в команду. Вот я сейчас измерю, сколько «ножей» в тебя войдёт? (Пытается поймать разбегающихся от него детей). Стой, узнаю твой рост в пиратских «саблях» (измеряет рост детей в картонных «саблях», «ножах»).

Капитан Крюк: Акулу мне в печень! Кого я вижу? Шапокляк, опять ты? Просишься снова в мою команду?

Старуха Шапокляк: Хочу-хочу быть пиратом…. Буду знаменитой пираткой Шапокляк!

Капитан Крюк: Женщины на корабле – к несчастью! Забудь! (Капитан отворачивается от Шапокляк и обращается к детям). Я - самый грозный и жестокий пиратский капитан пиратских морей! Мне срочно нужно попасть к себе в книгу, на мой пиратский корабль. А то моя команда без меня уже, наверно, превратилась в команду «мимимишных покемонов». 

Старуха Шапокляк:  Да я, может, быть самая лучшая пиратка в мире! Да я сейчас вам всех детей в морских волков превращу!

(Конкурс 7.  Шапокляк проводит пиратскую зарядку: по  команде «Право на борт!» дети бегут вправо. По команде «Лево на борт!»  дети бегут влево. По команде «Ядро!»  дети садятся и т.д.).

Капитан Крюк: Ну, ладно, всех детей беру на борт. (Обращается в сторону Шапокляк) Женщин – за борт!

Старуха Шапокляк: Да как так-то? Да я… да они…  ничего по-пиратски и не знают! 

Капитан Крюк: А мы сейчас проверим! Матросы, что такое камбуз? Правильно, кухня. А что такое каюта? Правильно, комната на корабле.

Капитан Крюк: А теперь я докажу тебе, Шапокляк, что мои матросы знают всё о морской жизни пиратов!

(Конкурс 8. Три команды участвуют в эстафете. Задание:  выбрать  только те карточки, на которых изображены предметы «пиратской» тематики (треуголка, штурвал, карта пиратская, сабля, шпага, кинжал, топорик, «весёлый роджер», пистолет (пистоль), крюк «кошка», нашлёпка на глаз, подзорная труба, пушка старинная, попугай, компас, сапоги – ботфорты, рука с крюком, монеты пиратские, сундук, бандана, книга, расчёска, шампунь кря-кря.).

Капитан Крюк: Ну, всё, пираты, отправляемся на мой корабль. Первым делом вычистите от пыли и грязи мою каюту, а затем приготовьте мне королевский обед и ужин. Поторапливайтесь, бродяги!

Дети: Нет!

Капитан Крюк: Вы все уволены! Я отправляюсь на свою калошу. Адьё!

Фея Читалия: Ну, ребята, вот мы и помогли героям книг! А теперь пришла пора прощаться с Шапокляк.

Старуха Шапокляк: Ну, плакать не буду (достаёт платок, плачет в него). Я всё поняла, не надо искать друзей по тем заманчивым вещам, которые у них есть. Надо найти таких друзей, у кого будут схожие интересы, как, например, любовь к книге и чтению! До свидания, друзья!

Фея Читалия: Всех поздравляю с праздником чтения! До новых встреч, друзья! Пусть весенние каникулы для вас  будут книжными!

 

Литературная  квест-игра  «Шапокляк снова в деле» проходила в Центральной детско-юношеской библиотеке г. Череповца в дни весенних каникул в 2023 году.

   

 

 



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика