Визуализация – общее понятие приемов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Задача нашего выступления поговорить о визуализации библиотечного пространства, следовательно, о тех приемах, при которых представление об этом пространстве становится удобным для зрительного восприятия, и, как следствие, желания воспользоваться им. Но прежде чем зрительно воспринять пространство, его нужно организовать. Об организации библиотечного пространства на сегодняшний день накоплен довольно обширный материал как сугубо теоретический, так и практический. Поэтому, даже не имея под рукой специальной литературы по библиотечному делу, имея выход в Интернет, можно ознакомиться с данной темой. Но есть, на наш взгляд, три проблемы, которые могут препятствовать воплощению в жизнь полученных знаний: неприспособленность под библиотеки помещений, в которых они вынуждены находиться; мебель прошлого века, особенно стеллажи; ветхие и устарелые фонды. Отсутствие финансирования не дает нам надежды на ожидание перемен, поэтому необходимо решать вопрос организации пространства с тем, что мы имеем.
Но в теме нашего выступления есть еще одни ключевые слова – не просто чтение, а активное чтение детей. Следовательно, мы должны проследить цепочку «восприятие организованного библиотечного пространства – активное чтение».
В последнее время все больше говорят о библиотеке как о «третьем месте», где можно встретиться, пообщаться, рассказать о себе и своих увлечениях, что-то смастерить, порисовать и так далее. И чаще всего начинают приспосабливать свои библиотечные площади под эти нужды. Это все хорошо и прекрасно. Прекрасно вдвойне, если это связано с книгой. Наша же цель сделать все возможное для того, чтобы пользователь, придя в библиотеку на спектакль, праздник, на целый перечень других мероприятий стал нашим читателем. Чтобы он увидел тот безграничный мир, который скрыт за обложкой книги. Чтобы став читателем, остался им на всю жизнь. Потому что мы работаем не в клубе по интересам, ни дворце культуры и т.п., а в библиотеке – социальном институте, основой которого являются библиотечные фонды, которые мы должны продвигать всеми доступными способами.
При формировании фонда ЦДЮБ учитываются программы, по которым работают отделы библиотеки, отслеживаются новинки литературы, выходы новых книг в той или иной серии, понравившиеся детям, а также запросы читателей.
В Центральной детско-юношеской библиотеке города Череповца детскую аудиторию обслуживают следующие отделы: Детский отдел – с младенчества до 4 класса средней школы. Отдел Юниор создан в 2012 года после реорганизации фондов, в соответствии с требованиями исполнения ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Его читателями являются учащиеся 5-9 классов. Отдел любительского чтения принимает школьников с 10 класса и далее. Справочно-библиографический отдел, Отдел искусств, Отдел развивающего досуга обслуживает все категории детей. Если деятельность последнего названного отдела ориентирована на проведение массовых мероприятий, то первоочередной задачей остальных является продвижение чтения.
При организации отделов библиотеки и при первоначальной расстановке фонда, сотрудниками библиотеки в содружестве с художником проводилась кропотливая работа. Обсуждалось, как раскрыть фонд на той мебели, что имеем, чтобы он начал работать с максимальной отдачей. Рисовалась схема отдела, готовились макеты мебели, ни один раз это все переставлялось на бумаге, прежде чем начать саму расстановку. О том, что библиотекой были предприняты правильные шаги, говорит тот факт, что муниципальный заказ по книговыдаче учреждение выполняет из года в год. Рассмотрим, как это выглядит на практике.
В библиотеке нет отдельного помещения под классический читальный зал. Необходимость его отпала в начале нового века. Сохранены его фонды по возрастным категориям в отделах библиотеки и имеются отведенные посадочные места для занятий читателями, если в этом возникает потребность.
Все остальное пространство отделов организовано по принципам открытости и доступности, призванных вызвать желание взять книгу.
Детский отдел
Из трех крупных отделов библиотеки занимает наименьшее помещение открытого доступа. Фонд отдела 24220 документов. Значительная часть фонда сосредоточена в книгохранилище полуподвального помещения, отделенного от основного помещения отдела выставочными стеллажами в целях безопасности детей. Это отраслевая и классическая художественная литература, расположенная строго по ББК, что обеспечивает быстрый поиск документов, особенно в периоды массовых запросов по спискам.
В детском отделе две кафедры обслуживания: дошкольники – ½ классы и 3-4 классы. Следовательно, две зоны, где размещены фонды для этих категорий читателей. Для Детского отдела удалось в свое время приобрести мебель, которая сразу поменяла его внешний облик. Стеллажи для малышей ниже, чем для старших детей. Они выполнены в виде домиков, расположенных вдоль стены и окон. Между ними находится стеллаж в виде слоника с полочками для книг. Часть книг дети могут достать сами, остальные им поможет снять взрослый: или библиотекарь, или родитель. Для того чтобы маленький читатель мог присесть и спокойно познакомиться с книгой, имеется парта с открывающейся крышкой и наклонной поверхностью, имитирующая рабочее место школьника середины ХХ века, а также детские стульчики, находящиеся в нише стеллажа-слоненка. По периметру помещения, где это можно сделать, находятся игрушки, подаренные нашими читателями. Данная обстановка не пугает детей, а наоборот заинтересовывает.
Детский отдел – это единственный отдел, который сохранил «срочный абонемент» в полноценном его значении. Задача данного абонемента не только познакомить ребят с новинками литературы, но и научить читательской дисциплине, ответственности за своевременный возврат библиотечных документов. Остальной фонд для дошкольников и 1-2 классов расставлен по жанрам и темам. Каждый домик-стеллаж подписан разноцветными буквами: Русские сказки, Сказки разных стран, Приключения, Малыши хотят учиться, Стихи, Русская классика, Художественная литература. Два последних стеллажа имеют расстановку по алфавиту и начинают приучать читателя вести поиск книг не только по знакомым, красивым картинкам, а по авторам книг. Отраслевая литература для данного возраста представлена по темам на стеллаже «О многом понемногу». Пропаганда фонда ведется через выставочную деятельность на отдельных стеллажах. В данный момент работают выставки: «Хорошо в лесу, береги его красоту», «От волшебной доброй сказки до веселых повестей» и выставка, посвященная 1 сентября.
Фонды для учащихся 4-5 классов расположены на стеллажах в идее башен замка. Они выше стеллажей для малышей, в них большая вместимость книг. Центр зала открытого доступа представлен выставками, как постоянно действующими, так и меняющимися с определенной очередностью: «Литературная тусовка», «Пять лучших книг о … (динозаврах, о детях, о животных, о технике, о спорте)», « Срочный абонемент», выставка к 1 сентября, «Новые книги», «А почему, да потому».
Фонд для учащихся 3-4 классов расставлен по ББК. Отраслевая литература расположена на стеллажах, объединенных названием «Познание продолжается». Художественная литература разделена на русскую классику, литературу ХХ – ХХIвека, зарубежную литературу. Выделены отдельно сказки, приключения, а также на отдельной полочке размещено краеведение «В нашем северном крае». Читатели этого возраста уже умеют осмысливать полученные знания, определять тему, жанр, составлять представление о книге по обложке, ориентироваться в книге.
Детский отдел имеет зону читального зала, представленную яркими выставками с красивыми книгами. Фонд читального зала для выполнения справок расположен за рабочим местом сотрудника читального зала и имеет расстановку по ББК.
При поступлении новой литературы происходит замена книг читального зала Детского отдела и осуществляется перевод ранее имеющихся на абонемент.
Фонд журналов расположен в каждой зоне отдела: и в зоне кафедр в ящиках в виде «будок» с изображением собак и на детских столиках читального зала.
В отделе имеется Систематический каталог на документы отдела. Систематический каталог на документы библиотеки для остальных групп читателей находится в СБО.
На сегодня художественный фонд российской литературы для детей (6+) представлен довольно широким спектром книг современных авторов. Наряду с именитыми детскими писателями ХХ века, такими как Г.В. Александрова, К. Булычев, Л.М. Измайлов, С.Л. Прокофьева и др., чье творчество перешагнуло границы века и, несомненно, останется в ядре детской литературы, фонд насчитывает более 170фамилий современных российских писателей. Многие из них уже успели себя зарекомендовать. Их творчество широко известно, книги в достаточном количестве представлены в библиотеке. Это Т. Бокова, Э. Веркин, Е. Вильмонт, А. Гиваргизов, Д. Емец, А. Иванов., О. Кургузов, Е. Матюшкина, Н. Темкин и др. Есть авторы, чьи книги представлены одним наименованием и в одном экземпляре. Возможно, они только начинают писать для детей и у них впереди большое будущее, а, возможно, это случайно появившиеся издания и они так и останутся в фондах в единственном числе. Есть авторы, активно издаваемые в первое десятилетие нового века, но нет их новых произведений сейчас, например, Аверин Владимир Владимирович. Возможность открытия новых имен в детской литературе дают детские литературные конкурсы и премии в области литературы. Книги этих авторов также представлены в фонде Детского отдела. Следует отметить факт появления детских книг, написанными авторами, известными более взрослой читательской аудитории. Для детей стали писать А. Белянин, А. Геласимов, М. Дяченко, А. Мазин, О.Рой, М. Трауб, Т. Соломатина.
Если рассмотреть литературные произведения современных детских авторов с точки зрения вида и жанра, то согласно данным Систематического каталога получится следующая картина:
Вид, жанр литературного произведения |
Количество наименований |
Книги о современных детях |
99 |
Детектив |
68 |
Фантастика, страшилки, ужастики |
40 |
Сказочная повесть |
189 |
Приключения |
23 |
Поэзия |
21 |
Таким образом, весомое преимущество, как и в старые добрые времена, остается за детской сказкой.
Но, несомненно, такое количество авторов, пишущих для детей, свидетельствует о том, что современная детская литература существует, она многообразна и время покажет, о каких книгах будут говорить и помнить.
Отдел «Юниор»
Первоочередная задача отдела сохранить преемственность в поддержке чтения у детей, переходящих из Детского отдела. Ребенок не должен растеряться в новом пространстве, испугаться предстоящих перемен. Юного читателя должна встретить доброжелательная обстановка и приветливый персонал. Если к 5 классу у ребенка не возникло интереса к чтению, то он становится «не читателем» и будет посещать библиотеку от раза к разу по необходимости. А вот как создать благоприятную обстановку для постоянных читателей – это очень важная задача. Тем более читателей-подростков. Ведь отношение к чтению у 5-классников и 9-классников отличается: и по своей составляющей и по особенностям восприятия текста. Все это необходимо учитывать при расстановке фонда и его размещении. Для подростков необходимо создать условия самостоятельного свободного выбора книг. Если в 5 классе запросы читателя могут часто меняться, он может читать сегодня по одной теме, в следующий раз по другой, то к 12-13 годам у ребенка формируется устойчивый интерес к определенной области знаний. Поэтому в отделе необходимо достичь максимального раскрытия фонда. Чтобы те, кто придут в отдел в первый раз, увидели всё многообразие фонда, а постоянные читатели, более старшего возраста, имели возможность доступа к достаточному количеству документов по интересующей их тематике. С учетом особенностей данной категории читателей была проделана следующая работа.
Фонд отдела «Юниор» составляет более 16 тысяч библиотечных документов. Отдел имеет достаточно большое помещение. На его территории располагаются две кафедры абонемента 5-6 и 7-9 классов, Детский правовой центр, зона для проведения массовых мероприятий и индивидуальных занятий детей. Имеется книгохранилище дублетной литературы. Недостаточное количество новых стеллажей для размещения фонда на открытом доступе, вызвало необходимость открыть нишу помещения, ранее закрытую для читателей. Там остаются железные стеллажи с отраслевой и художественной литературой, расставленной по ББК; фонд краеведения. Вся новая литература, поступающая в отдел, размещена на открытом доступе. При входе в отдел пользователь видит необычное оранжевое дерево, оно не зря становится центром притяжения читателя: вокруг размещены столы с книгами, поступившими в отдел в последнее время. Отраслевая литература расположена вдоль окон по ББК. Художественная литература объединена в блоки: «Про тебя и про друзей», «Детектив + Lave», «Это - фантастика», «Про животных», «Ужастики».
Открытый доступ предлагает подросткам более одной тысячи книг современной художественной литературы для досугового чтения. Практически в равных пропорциях представлены российские и зарубежные авторы. Зарубежной литературы больше в блоках фантастики, приключений, книгах о животных. Российской литературы – в детективах, книгах о девочках, о детях. 88% этого фонда – книги нового столетия. Самым большим блоком современной художественной литературы является фантастика, наименьшим фонд детских ужастиков.
Читателям Юниора, как и Детского отдела, нравится чтение журналов. Они размещены на столах, разделяющих отраслевую литературу.
Отдел имеет выставочную зону на абонементе, в Правовом центре и читальном зале. В данный момент работают выставки: «Неожиданные праздники» - эта выставка встречает читателей при входе и не остается без внимания. К первому сентября работает выставка «Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!». В связи с Годом экологии действует выставка «Экоlifе». Читальный зал знакомит с изданиями на выставке «Книжные сокровища», а Детский правовой центр раскрывает свой фонд на постоянной выставке в зоне посадочных мест читального зала и выставке, посвященной государственному флагу России.
В «Юниоре» на постоянной основе действует выставка одной книги. Находится она прямо на кафедре, рядом размещена развернутая аннотация на книгу, написанная сотрудниками отдела.
К 14 годам у читателя начинает вызывать интерес литература по психологии взаимоотношений. Произведения для этого возраста размещены на отдельном стеллаже и не имеют доступа для детей младшего возраста. В 9 классе школьники все чаще начинают интересоваться литературой из Отдела любительского чтения и окончанию 9 класса готовы перейти в этот отдел.
Если в Детском отделе, мы считаем, достигнута максимальная классическая организация пространства и фонда, то в отделе «Юниор» есть желание несколько другой его организации, но нет для этого возможности из-за отсутствия финансового сопровождения.
Справочно-библиографический отдел
Справочно-библиографический отдел обслуживает все категории читателей библиотеки, готов выполнять сложные справки детских подразделений МБУК «Объединение библиотек». С этой целью сформирован и по мере возможности пополняется фонд справочников, энциклопедий, словарей. Они расположены вдоль стен отдела, читатель их видит и по запросу может получить для ознакомления. В отделе есть зона посадочных мест для работы с литературой, Систематическим каталогом, Картотекой статей. Алфавитный каталог находится в недоступной для пользователя зоне, предназначен для работы специалистов ЦДЮБ. Отдел не случайно расположен в самой непосредственной близости к отделу Юниор, так как с началом взросления у ребенка появляется все больше вопросов, все больше заданий он получает в школе. Оказать помощь в поиске нужных библиотечных документов и призваны сотрудники отдела.
Отдел любительского чтения
Отдел любительского чтения насчитывает самый большой фонд библиотеки – 30875 документов. Для читателей, перешедших в 10 класс и старше, для адаптации в мире взрослой литературы сформирована небольшая зона «Территория юных». Фонд отраслевой литературы отдела в этой зоне раскрывается посредством выставок, а представленная художественная литература для данной возрастной категории разделена на отечественную и зарубежную, без деления на жанры, расставлена в алфавите авторов. Это дает возможность читателям познакомиться с разными видами и жанрами литературы. В этот период ребенок делает попытку осознать себя в мире взрослых, книга становится помощником в преодолении трудностей. Для старших школьников, как и для остальных читателей, открыто и все остальное пространство отдела.
К кафедрам обслуживания приближен фонд новых поступлений и выставочная зона. Фонд художественной литературы имеет блоковую расстановку: «Мастера современной прозы», Фантастика, Детектив, по главному герою книг выделен «Мужской абонемент» и «Женский роман». Исходя из читательского спроса, отдельно представлены книги по издательским сериям. Новейшая научно-популярная литература по различным отраслям знаний расположена вдоль окон. Остальная отраслевая литература, в том числе учебная, и большой массив художественной литературы классики и советского периода ХХ века находится в помещении, которое раньше занимал запасник отдела., а теперь открыт для читателей. Книги размещены на старых железных стеллажах по ББК. Отдельно выделено краеведение и деревенская проза.
Особенностью расстановки фонда данного отдела стало приближение отраслевой литературы к художественной. Таким образом, осуществлена поддержка чтения традиционных запросов читателей этого отдела. Так постоянным спросом в библиотеке пользуется литература по истории. Расставив популярную литературу 63 раздела фонда по подразделам, сотрудники отдела выделили отдельно стеллаж: исторические портреты, данных книг оказалось в фонде достаточно. В связи с появлением на книжном рынке книг по альтернативной истории сформировали небольшой отдельный фонд на данную тематику. В этом же блоке разместили отечественный и зарубежный исторический роман. Аналогичным образом поступили с художественными книгами на православную тематику, появившимися после выхода в свет книги архимандрита Тихона «Несвятые святые и другие рассказы». Данная литература сразу привлекла к себе внимание, нашла своего читателя, и стал вопрос: куда их разместить в фонде? Если поставить в выделенный фонд современной художественной литературы ХХIвека, они потеряются в общей расстановке, и каждый раз будет нужно время, чтобы их найти. Поэтому эти книги и другие художественные книги на данную тему (А.Мокиевский « Незавершенная литургия», А. Сегень «Поп» и др.) разместили пока на отдельной полке 86 раздела с подзаголовком «Земля православная».
Отдел любительского чтения достаточно долго работает при данной расстановке фонда, имеет большое помещение, читатели хорошо ориентируются в его пространстве. На сегодня нуждается в новой мебели, организации современных рабочих мест для пользователей, своевременном обновлении фонда.
Отдел искусств
Отдел располагает двумя помещениями: открытого доступа для всех категорий читателей и фонда читального зала, а также выставочной зоны для проведения выставок и массовых мероприятий. На территории последней располагается запасной фонд дублетных и малоспрашиваемых изданий.
Фонд отдела более 4 тысяч документов. На открытом доступе имеется 1045 книг для детского и взрослого чтения. 61% - это издания нового столетия. В целом с 2000 года отдел получил 2400 новых изданий. Фонд открытого доступа разделен на 13 блоков, согласно таблицам ББК, но наполняемость их шире. Например, раздел 85.12 Декоративно-прикладное искусство помимо изданий данного раздела представлен литературой разделов 37.2 Производства легкой промышленности, 74.1 Дошкольное воспитание, 74.2 Педагогика школы; в разделе 85.36 Эстрада дополнительно имеются книги 84 раздела по авторской песне, традиционно спрашиваемые старшеклассниками. Самым количественно наполненным разделом является раздел 85.14 Живопись. Самым менее представленным разделом – 30.18 Дизайн одежды. Мода.
Проблема отдела на сегодняшний день - невозможность приобретения необходимых изданий в нужном количестве в виду ограниченности финансовых средств и дороговизны изданий по искусству.