Важность чтения в современном мире огромна. Оглянитесь вокруг и посмотрите, чем в 21 веке окружены дети. Это компьютеры, планшеты, айфоны и прочие гаджеты, которые, если не препятствуют развитию ребёнка, то тормозят его. Тем важнее развивать в детях любовь к слову. В этом родителям поможет внеклассное чтение.
Цель этих занятий – обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.
Самостоятельное чтение – это чтение не под наблюдением учителя, а дома – без всякого постороннего наблюдения . В ходе внеклассного чтения у учащихся формируются целесообразные читательские интересы.
Читательские интересы – это интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определённого рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг.
В руководстве детским чтением видное место занимают рекомендательные списки. Они помогают в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.
Что такое рекомендательный список? – Это перечень книг, рекомендуемых к чтению.
Учащиеся начальных классов охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Учителям приходится изощряться, чтобы привить любовь к чтению у детей. Они пытаются осуществить эту задачу с помощью читательских дневников. И в начале учебного года учитель проверит, всё ли указанное в списке прочитано, написан ли отзыв о книге, да ещё и оценку за читательский дневник поставит.
Редко кто из детей выполняет эти задания, потому что им действительно интересно прочитать что-то новое. В основном, чтобы не получить плохую оценку. Но если это и так, то всё равно есть шанс завлечь ребёнка в мир литературы. Потому что, если не давать списки, а сказать просто: «читайте книги», они вряд ли придут в библиотеку. Они будут отдыхать, а чтение книг для них работа. Это раньше было чтение книги отдых. А если порекомендуешь из списка в первую очередь книги поинтересней, может ребёнок начнёт читать с удовольствием. У нас недавно приходила одна мама делать ксерокопию. У неё ребёнок был не читающий. В дороге от скуки начал читать М.Твена. «Вы,- говорит,- представляете, утром просыпаюсь, а он читает. А когда приехали домой, он взял из копилки деньги и купил себе «Гарри Поттера». Ребёнок начал читать.
В 80-90-е годывнеклассное чтение осуществлялось по Н.Н. Светловской. Вам всем известны эти книги. Эта программа была составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению. У всех были списки одинаковые. Экземплярность нужных книг, тоже была в достаточном количестве.
В 2000-егоды внеклассное чтение было исключено из учебного плана.
Классные руководители и родители обращались к библиотекарям с вопросом, какую литературу порекомендовать детям для внеклассного чтения? С таким вопросом и к нам тоже обратились учителя одной из школ микрорайона. Так появился список для внеклассного чтения во 2-м классе, потом в 3-ем и в 4-ом. Составляли эти списки всем коллективом детского отдела. Сначала по ним читала одна школа. Потом каким-то образом они перекочевали и в другие школы.
Сейчас, в конце учебного года, как правило, детям дают перечень книг на лето. А так как в настоящее время есть несколько вариантов программы по литературе, то и списки тоже разные. Каждая школа, каждый учитель сам составляет перечень книг для летнего чтения своим ученикам. Даже в одной школе, в одной параллели, списки могут отличаться.
В некоторые списки для чтения летом включены авторы, чьи произведения будут прочитаны на уроках литературного чтения и внеклассного чтения в новом учебном году. Иногда учителя просто переписывают содержание будущего учебника. Хорошо, если учитель в таком списке рекомендует прочитать полное произведение, так как в учебнике напечатан только отрывок. Но зачем читать летом «рассказ» А.П.Гайдара «Ёлка в тайге»? А почему бы не задать детям, перешедшим в 3-ий класс, прочитать полностью произведение А.П.Гайдара «Чук и Гек»? А ведь некоторые прочитают только последнюю главу, то, что указано в списке. Причём они, действительно, считают, что это отдельный рассказ. Ладно дети, но и родители также говорят. Или ещё лучше скажут: «А если это проходить не будут, зачем читать?»
В некоторые списки были включены такие сказки народов мира, что мы не могли найти ни в одном сборнике, только в Интернете. Эти сказки дети читали в читальном зале. Но зачем, если все они напечатаны в учебнике.
Иногда это довольно внушительный список. А ведь многие хотят читать книги не только по школьной программе. Как успеть прочитать за лето и то, что хочется, и то, что задано?
Это про списки для 3-4-х классов. У перешедших во 2-ой класс списки попроще. Обычно указаны только фамилии авторов, и необходимо прочитать 5 рассказов или сказок по собственному выбору.
В некоторых школах были рабочие тетрадями по внеклассному чтению. Там необходимо прочитать произведение, и выполнить задания. Очень интересно.
В 2015-2016 г. в Череповце разработали универсальные списки литературы для внеклассного чтения. Над их созданием работала творческая группа, в которую вошли учителя начальных классов двенадцати школ нашего города, школьные библиотекари и методисты. Учитывали результаты анкет родителей, данные из школьных библиотек и читательские предпочтения школьников. К нам приходили учителя СОШ № 19 за помощью. Какие-то книги они конкретно спрашивали, смотрели их. Учитывали и наши советы. Они у нас закопались в книгах. Занимались долго, но ушли довольные.
Основные причины, которые побудили создать такой список – это низкая читательская грамотность младших школьников, падение интереса к чтению, а также, различные учебно-методические комплекты вообще по России, по Вологодской области и по Череповцу.
Кроме того, из учебного плана исключено внеклассное чтение.
Списком дети могут пользоваться весь год, ведь родители иногда не знают, что предложить детям почитать. И дети, и родители не очень хорошо знают современных авторов.
Задачи универсального списка:
1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (сокращённо ФГОС НОО) в области «Чтение и работа с информацией»
2. Повышение интереса младших школьников к чтению.
3. Воспитание грамотного читателя.
Перечень книг был утверждён экспертным советом.
Списки интересные, но большие, так как рассчитаны на весь год. Но, почему-то, из детских библиотек никого не пригласили. Фондов наших они не знают. И, поэтому, некоторых книг вообще не оказалось ни в одной библиотеке или один – единственный экземпляр на всё учреждение. Мы активно работали с этими списками. За год ситуация улучшилась. Сейчас почти все книги есть в нашей библиотеке. Но в списках есть книги, например, с маркировкой «12+» и даже «18+». Эти книги выдаём только в присутствии родителей.
В перечне есть и классика детской литературы и книги современных писателей. Кроме того, сюда вошли детские журналы и историческая литература. Всё хорошо, только не хватает экземплярности книг.
Три составляющие СЕМЬЯ, ШКОЛА, БИБЛИОТЕКА – создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека 21 века.
СЕМЬЯ
Если мы хотим, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель.
ШКОЛА
Репертуар чтения современного ребёнка формирует, в основном, школа.
БИБЛИОТЕКА
Массовая работа, которую проводит наша библиотека, тоже помогает учителю в руководстве внеклассным чтением школьников. Это обзоры книг, после которых можно взять понравившиеся книги домой. Программа «Новые имена в литературе». А также цикл литературных игр «Почитали? Поиграем!».
Это, когда дети одного класса, читают определённую книгу, а потом, в игровой форме закрепляют прочитанное. Круг литературы формируется с учётом пожелания учителя. Чаще всего это или писатели-юбиляры, или книги-юбиляры. Участие в литературной игре вырабатывает у школьников умение внимательно читать литературный текст.
И закончить своё выступление я хочу словами Н.К.Крупской: «Вопрос о детском чтении – это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят».
Если раньше у детей была книга в руках, сейчас планшет. Интересно, что будут держать наши потомки вместо планшетов через 30-40 лет. Поживём – увидим.