Детская рекомендательная библиография: прошлое, настоящее, будущее

 

Читатель формируется в детстве. Корень многих сегодняшних проблем массового чтения / нечтения надо искать именно здесь. Утверждения о том, что дети не читают, мало читают, читают не то, – не сходят со страниц печати. Все они лишь фиксируют суть проблемы, но нисколько не продвигают к ее решению. В связи с этим видится актуальным обратить самое пристальное внимание на возрождение рекомендательной библиографии как одного из путей активизации чтения и формирования личности в нашем обществе.

Высказываний о значении библиографии в жизни человека и государства, огромное множество, и все они, в превосходных степенях славят ее, и все же не могу не привести одно, которое современно, как никогда: «Не понимаю, чего смотрят доктора по нервным болезням. Все прописывают паллиативный бром, когда есть радикальная библиография». Эти слова принадлежат великому русскому писателю, философу, литературному критику В.В.Розанову.

Действительно, библиография, может помочь любому человеку – школьнику, студенту и ученому. Потому, что она, как средство интеллектуального доступа к источникам информации выполняла и продолжает выполнять важную социальную миссию – повышение информационного,  образовательного  и  культурного  уровня личности и общества.

Рекомендательная библиографическая информация особенно важна для юных читателей и руководителей их чтения. Она помогает им ориентироваться в современном книжном потоке, содействует обучению и самовоспитанию, самообразованию, формированию биб­лиографического мышления, читательской культуры и в целом развитию творческого потенциала личности.

Для работников детских библиотек, как ни для кого другого, ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла во 2-й половине XIXв.

Тогда еще не было самого понятия «рекомендательная библиография», но уже составлялись пособия, призванные влиять на чтение детей и молодежи.

Первые библиографические пособия по детскому чтению создавались разными обществами, комиссиями и персонально библиографами. Назовем несколько известных библиографов конца XIX–начала XXв.:

Родоначальником библиографии для детей и юношества является видный педагог, общественный деятель, критик, библиограф  Феликс Густавович Толль. Его указатель «Наша детская литература: Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении» был адресован руководителям детского чтения.

Надо сказать, что Ф. Г. Толль старался вводить в детско-юношеское чтение книги многих жанров, но особое внимание уделял религиозно-нравственной литературе, что отражало его личные убеждения. Несмотря на то, что его указатель носил ярко выраженный рекомендательный характер, в 60-х гг. это было единственное библиографическое пособие, позволяющее иметь представление о книгоиздании детской литературы. До выхода указателя Толля детская литература учитывалась в общих библиографических указателях, издательских и книготорговых каталогах.

 Большое значение имел изданный Николаем Александровичем Рубакиным указатель «Среди книг», в котором нашли отражение книги для детей и юношества. Надо сказать, что Рубакин выдвинул теорию свободного выбора и чтения литературы ребёнком. Для того времени это был достаточно прогрессивный взгляд, так как Рубакин призывал юного читателя мыслить самостоятельно, а за наставником, руководителем чтения оставлял право оказывать консультационную помощь, учитывая при этом возрастные, психологические особенности, жизненный опыт и уровень интеллектуального развития.

Известным был указатель «О детских книгах», изданный книжным магазином Сергея Аполлоновича Скирмунта. Это пособие представляло собой указатель книг, вышедших до 1 января 1907 г. и рекомендованных для чтения детям 7-16 лет.

Непосредственно читателям-школьникам был адресован указатель Игнатия Владиславовича Владиславлева «Что читать детям?», выпущенный в 1910

В области рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества в начале XX века были широко известны имена А. И. Лебедева, Н. А. Малиновского, А. Е. Королькова, Н. В. Чехова и др. Все они внесли вклад в развитие критериев оценки и отбора литературы для детей.

В первые годы советской власти рекомендательная библиография имела ярко выраженный педагогический характер.

Ее использовали при ликвидации неграмотности. Например, при участии Надежды Константиновны Крупской Наркомпрос составил так называемую «Грамоту гражданина». Эта программа занятий с неграмотными включала в себя рекомендательные списки.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский выдвинул тогда идею, как отбирать литературу для «Золотой библиотеки отрочества».

Он отмечал: «Зная, что за всю жизнь человек может прочитать не больше двух тысяч книг и значительная часть этих книг относится к школьным годам, я с большой требовательностью отбирал то, что нужно обязательно прочитать в годы отрочества. Это интереснейшие книги, предназначенные специально для подростков. Для "Золотой библиотеки отрочества" мы отобрали выдающиеся произведения мировой литературы. Это книги Сервантеса, Шекспира, Гете, Шиллера, Марка Твена, Джека Лондона, Гюго, Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Короленко, Достоевского, Горького, Шевченко, Леси Украинки, Франко и др.»

Тем не менее, вплоть до 1930-х годов рекомендательная библиография в России не получала должного развития. Потом большой удар ей нанесла Великая Отечественная война. В то время рекомендательная библиография, как могла, содействовала военно-патриотическому воспитанию. В основном выходили пособия оперативных «малых форм».

«Золотой период» развития рекомендательной библиографии наступил в 1960-1980-х годах.

Перечислим некоторые замечательные библиографические работы того времени.

Во-первых, в 1970-х годах это были путеводители Государственной Публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина «Что читать?» для 5-6-х классов и для 7-8-х классов. Путеводители предлагали школьникам лучшие книги по всем областям знаний, включая художественную литературу. Авторы путеводителей - группа библиографов под руководством Инессы Николаевны Тимофеевой. Инесса Николаевна работала в этой библиотеке с середины 1950-х годов, с момента открытия научно-методического отдела. В те годы в отделе была создана группа по библиотечной работе с детьми и руководству детским чтением. Молодой кандидат педагогических наук Инесса Тимофеева возглавляла эту группу. А в 1987 г. вышел указатель Инессы Николаевны Тимофеевой «100 книг вашему ребенку», который до сих пор считается в детских библиотеках классическим.

Интересные издания серии «За страницами вашего учебника» выпускали с 1973 года сотрудники Государственной республиканской  детской библиотеки.

Серия рекомендательных библиографических бесед о книгах "За страницами вашего учебника", адресованная подросткам, состоит из трех циклов: 1) многоотраслевые рекомендательные пособия; 2) отраслевые пособия, рекомендующие литературу по определенной учебной дисциплине, отрасли знания (история, литература, география и т. д.); 3) проблемно-тематические рекомендательные пособия.

В 1992 году отдел рекомендательной библиографии РГДБ переиздал весь первый цикл  пособий серии "За страницами вашего учебника".

К середине 90-х годов сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологизированным штампом, от которого необходимо освободиться. Свобода должна быть во всем, в том числе и в выборе книги. Свобода без советов, поводырей, указателей.

По прошествии десятилетия профессионалы убедились, что наряду с идеологической составляющей, библиотеки отказались от двух важнейших функций, без которых просветительство невозможно. Речь идет об отборе и оценке изданий.

Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернету. Наше книжное пространство все больше стало напоминать бескрайний океан, в котором очень просто «утонуть» даже человеку достаточно подготовленному. Особую актуальность приобрели вопросы: «Что читать детям?», «Какие книги рекомендовать в помощь учебе, досугу?». Рекомендательная библиография, как главный путеводитель в море информации, становится насущной общественной потребностью. Новым шагом в развитии рекомендательной библиографии стали её электронные аналоги.

Появилась программа «Ликс-Изборник», созданная сотрудниками Российской государственной детской библиотеки.

Что представляла собой программа «Ликс-Изборник»? «ЛИКС» – локальная информационная компьютерная система, а «изборником» еще в XVI веке называли на Руси лучшие сочинения, собранные вместе. Это  записанный на диске, структурированный по темам, любимым героям, отраслям знаний путеводитель для детей разных возрастных групп.

«ЛИКС – Изборник» совмещает в себе текст и видеоряд, возможность игры и выбора.

В 1998 году была закончена работа над мультимедийной версией, которая получила новое название: "Час книги" ( усовершенствованная версия программы «ЛИКС-изборник»).

"Час книги" – это компьютерная программа, основанная на принципах рекомендательной библиографии и обращенная к детям от 5 до 15 лет. Структура программы состоит из пяти основных разделов для детей и одного дополнительного раздела для родителей. Базу программы "Час книги" составляют почти 20 000 книг всех жанров, изданных на русском языке в последние двадцать лет.  Самые младшие ребята могут теперь послушать любимую сказку или веселое стихотворение, а родители получили специальный раздел «Книги в вашем доме», помогающий сформировать домашнюю детскую библиотеку.

Как обстоят дела с рекомендательной библиографией детской литературы сейчас?

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно. Есть и желание читать. Но нет навыков в подборе информации. Ориентиром при выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но, как отмечал еще Белинский, чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

Чтение детей и подростков перемещается в Сеть. Интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что веблиография уже стала одним из важных направлений работы библиотеки. Создание веблиографических указателей - дело интересное и нужное, потому что навигация в ресурсах Интернет очень важна, особенно для читателей детских библиотек.

Анализируя рекомендательную библиографию детской литературы в Интернете считаем возможным констатировать:

· сегодня рекомендательная библиография стала более видимой и доступной миллионам читателей;

· развитие рекомендательной библиографии в электронной форме - это отражение профессионального мастерства и творчества библиотекарей/библиографов библиотек для детей, которые первыми приступили к информатизации своей деятельности; в решении сложной задачи социализации ребенка, воспитания читательской культуры с юных лет ее роль и место в жизни растущего человека -- удаленного пользователя трудно переоценить;

· эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать;

· будущее электронной рекомендательной библиографии детской литературы в глобальном пространстве зависит от умелого применения мультимедиа-компонентов (звучащее слово библиотекаря или артиста-чтеца, музыкальные заставки, бегущая строка текста, всевозможные цветовые подсветки книг и «открывающихся» в них страниц, «живые литературные герои», вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений и т. п.).

Рекомендательная библиография детской литературы на сайтах библиотек должна быть разнообразной, занимательной, а самое главное -- интересной, причем не только детям, но и взрослым.

Отметим  Интернет-ресурсы, которые могут быть полезны ребенку в выборе литературы для чтения, ресурсы, ориентированные на свободное, радостное, развивающее чтение:

Сегодня один из самых крупных центров рекомендательной библиографии детской литературы – это Российская государственная детская библиотека (РГДБ), выпускающая значительную часть всех пособий для детей и организаторов детского чтения.

В  2002 г. сотрудники Отдела рекомендательной библиографии РГДБ создали авторитетный интернет-ресурс, один из лучших сайтов по рекомендательной библиографии,  навигатор в мире книг – «БиблиоГид».

Миссия сайта сформулирована на первой странице: «Наша тема-книги и дети». Точнее – хорошие книги для самых разных детей. Это книги разных жанров и разных лет издания: новые, старые, несправедливо забытые, книги, ставшие классикой, и только что задуманные молодыми авторами.

Главная цель сайта –  регулярное информирование о современной литературе для детей и профессиональные рекомендации руководителям чтения.

Создатели «Библиогида» – опытные библиографы, авторы трехтомного словаря «Писатели нашего детства», «ЛИКС-Изборника».

Второй интернет-ресурс, созданный РГДБ  (при участии Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»), – «Детям и о детях».

Он представляет собой ежеквартальный аннотированный каталог современной детской литературы.

Цель каталога – помогать библиотекарям страны ориентироваться в потоке детской литературы, издающейся на русском языке, и комплектовать фонды своих библиотек интересными и качественными современными изданиями.

При отборе и оценке книг библиографы – составители каталога опираются на профессиональный и читательский опыт (как собственный, так и других специалистов РГДБ), а также на мнение читателей: детей, их родителей, библиотекарей и педагогов. Лучшие, по их мнению, издания отмечены знаком «Российская государственная детская библиотека: наш выбор».

Каталог носит рекомендательный характер. В него входят не все книги, увидевшие свет в течение трёх месяцев, а от 90 до 100 изданий ежеквартально.

В 2012 г. появился еще один каталог, созданный РГДБ, – «Вебландия – лучшие сайты для детей». Он объединяет более 1300 сайтов познавательного и развлекательного характера для детей.

ВебЛандия предлагает 14 рубрик. Каждая рубрика, в свою очередь, включает подрубрики, количество которых гораздо больше – их 75.

Отбор сайтов идет с учетом «белых списков» (перечень веб-адресов, разрешенных для посещения) и согласно Федеральному закону № 436 о безопасности информационной продукции для детей.

Кроме библиотекарей, материал сюда может прислать любой пользователь, если предложенный им сайт соответствует критериям.

Нельзя обойти вниманием еще один интернет-ресурс – «Папмамбук», адресованный родителям. Многие родители понимают значимость чтения для развития детей и очень заинтересованы в том, чтобы привлечь своего ребенка к чтению.

«Папмамбук» – это сайт для тех, кто воспитывает детей в возрасте от полутора до девяти лет и читает им книги.

Сайт поднимает две важные темы: «Что и как читать ребенку» и «Как вырастить из ребенка читателя». Родители узнают о психологических закономерностях развития ребенка, о способах обучения малыша самостоятельному чтению, о книжном рынке. А гости проекта – писатели, художники, издатели – вспоминают о своих любимых детских книгах.

Электронные пампасы. Литературный журнал для детей и взрослых. Литературе посвящены раздел «Первая полоса», в котором публикуются произведения современных детских писателей: Андрея Усачева, Марины Москвиной, Фуртура Гиваргизова, Ксении Драгунской, Олега Кургузова и др.

Раздел «Автора!» можно назвать литературной энциклопедией. Фамилии авторов журнала расположены по алфавиту и оснащены гиперссылками. Здесь всегда можно найти биографию  и фотографию нужного детского писателя или поэта.

Раздел «Детские ресурсы» содержит ссылки на детские ресурсы в Интернете.

Солнышко. Детский портал «Солнышко»  был отмечен  Интернет-премиями  «Награда.ру» в категории «Сайт для детей и юношества».

Литература для чтения представлена в рубриках «Книга сказок», «Авторские сказки».

Здесь собрано более полутора сотен произведений: сказки народов мира, авторские сказки, детские повести и рассказы на любой вкус.

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Расскажу о сайте нашей библиотеки. Третий год  информационно-библиографический отдел ведет на сайте раздел «Книжная галактика»,  который состоит  из трех рубрик.

Рубрика «Советуем прочитать»  содержит  рекомендательные списки литературы, которые тематически связаны с разными календарными датами, или посвященные какой-либо теме – современной литературе («Защитникам Отечества», «Детские новогодние книги», «Маленькие герои большой войны»,  книжным сериям («Современная проза», «Тузик, Мурзик и другие», «Школьные прикольные истории») и др.

В рубрике «Писатели  XXIвека» мы размещаем материал о современных  отечественных и зарубежных детских писателях: биографию и аннотированный список книг (Валентин Постников, Станислав Востоков, Галина Гордиенко и т.д.).

Рубрика «Прочти первым» посвящена новым книгам для детей и юношества.

Хотим мы того или нет, но способы общения и детей и взрослых за последнее десятилетие очень изменились. Дети и взрослые стали активными пользователями социальных сетей. Учитывая это, наша библиотека ведет несколько страничек «В контакте», где размещает информацию о   лучшей новой литературе.

Эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать.

Будущее электронной рекомендательной библиографии детской литературы в глобальном пространстве зависит от умелого применения мультимедиа-компонентов (звучащее слово, музыкальные заставки, бегущая строка текста, всевозможные цветовые подсветки книг и «открывающихся» в них страниц, «живые литературные герои», вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений и т. п.).

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Библиотеки выпускают широкий круг библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Особую популярность приобретают «Малые» формы рекомендательной библиографии. Они  оперативны и мобильны. Именно пособия малых форм помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе писателях, учебных заведениях, обо всем, что волнует молодое поколение.

В нашей библиотеке оформляются различные пособия «малых» форм.

Мы решили вернуться к такому завоевавшему широкое признание изданию, как иллюстрированный каталог «Что нам читать?», начало которому было положено ГБЛ в 1960-е гг., а затем продолжено РГДБ. Это был интересный опыт, не просто вобравший в себя все интересное, что было тогда в зарубежных странах (Польше, ГДР, Чехословакии), но творчески переработанный, представивший информацию для детей на качественно новой и более профессиональной основе.

Оформлено несколько разделов каталога, куда отобрана лучшая новая и ранее изданная литература по теме.

Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития.

А есть ли у рекомендательной библиографии будущее? Думается, что рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями.

Форма библиографического пособия может быть любая - книжная или электронная, а конечный результат и качество информации зависят от уровня профессионализма библиографа, его понимания и знания особенностей психологического восприятия информации детьми разного возраста.

Тенденции современного развития рекомендательной библиографии

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии, наши коллеги выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего – это рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т. д. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются, как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

В настоящее время активно развивается Интернет-библиография. Ее главными качествами должны быть доступность и качественное аннотирование материала, грамотное оформление.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Библиографические пособия-игрушки – не новая, но по-прежнему актуальная форма библиографического пособия для детей.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам.

В создании системы рекомендательных библиографических пособий по детской и юношеской литературе в перспективе все более будет возрастать доля участия не только государственных библиотек, но и муниципальных, универсальных, отраслевых детских и юношеских библиотек новых коммерческих структур, связанных с проблемами воспитания подрастающих поколений. Подводя итог выше изложенному можно констатировать следующее: Очевидными становятся такие направления и задачи рекомендательной библиотеки литературы для детей и юношества как:

  •  создание круга чтения для каждой возрастной группы юных читателей в целях содействия обучению учащихся и гуманизации лич­ности, ее самореализации, развитию творческих способностей;
  •  разработка критериев системы рекомендательных библиографических пособий для читателей — детей, подростков, юношества и руководителей их чтения;
  •  определение с помощью маркетинга приоритетных проблем, тем, вопросов, по которым необходима рекомендательная библио­графическая информация читателям – школьникам разных возрастных групп и руководителям их чтения;
  •  развитие педагогических функций рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества;
  •  изучение библиографических потребностей читателей – учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений нового типа: школ-лицеев, гимназий, колледжей, православных гимназий, воскресных школ, крупных частных образовательных учреждений и т. д.;
  •  координация научно-исследовательской работы и практической рекомендательно-библиографической деятельности в области детской и юношеской литературы.
  •  оснащение всех процессов рекомендательно-библиографической деятельности детских и юношеских библиотек автоматизированными технологиями.

Древняя эмблема библиографии – золотой ключ. Как говорил один знаменитый писатель, спокойствие и отдохновение, прилив сил и счастье отыщет в библиотеке всякий, кто обладает этим ключом, отворяющим таинственную дверь в мир информации. В наш век, когда публикации и книги выходят тысячами, когда появился еще один кладезь всевозможных сведений – компьютер, распределить мощный информационный поток, осуществлять библиографическую деятельность стало жизненно необходимо.

И я желаю всем нам не потерять этот ключ.

 

Слайды

 



Яндекс.Метрика