За последнее время появилось много издательств, выпускающих детскую литературу, а на литературном горизонте родилось много новых писательских имен – российских и зарубежных.
К сожалению, мы не часто обращаемся к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны, как писатели хорошо знакомые. Но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.
Классический комплект книг детских писателей XX века уже не может (да и не должен) удовлетворять читательские потребности детей, родившихся в век новых технологий и развития Интернета.
Кроме того, возникает другая проблема: снижается интерес к чтению. Этому способствуют многочисленные факторы, среди которых интенсивное развитие информационных технологий, а также доступность различных мобильных устройств.
Для того чтобы помочь читателю найти свою книгу в потоке современного книгоиздания, и разработана программа «Новые писатели – новые книги».
Произведения, включенные в программу, позволяют показать детям мир современной литературы во всем его многообразии: рассказы, сказки, сказочные повести, детективы, стихи.
Целью программы является:
* стимулирование интереса младших школьников к чтению через пропаганду творчества современных писателей
* расширение читательского кругозора
* увеличение читательской аудитории
Задачи:
- знакомство пользователей с лучшими произведениями современных отечественных и зарубежных авторов
- развитие рекомендательной библиографии и информационной работы в данном направлении
- укрепление партнерских отношений между библиотекой и школой
Целевая аудитория : 3 – 4 классы.
Этапы работы:
* Изучение фонда с целью выявления имен современных детских писателей
* Составление плана занятий на основе просмотра методической литературы и сайтов Интернета
* Посещение школы с целью обсуждения плана занятий и согласования графика посещения занятий
* Составление рекомендательного списка литературы
В процессе изучения фонда детского отдела были выявлены следующие имена современных детских писателей:
Александр Ткаченко
Андрей Усачев
Анна Гурова
Анна Кичайкина
Артур Гиваргизов
Валентин Постников
Валерий Гусев
Владимир Сотников
Дмитрий Емец
Евгения Малинкина
Елена Хрусталева
Ирина Наумова
Кай Умански
Катя Матюшкина
Катя Оковитая
Кейт ДиКамилло
Ксения Драгунская
Людмила Уланова
Максим Яковлев
Марина Улыбышева
Мария Агапова
Михайл Пегов
Наталия Волкова
Наталья Егорова
Николай Темкин
Ольга Велейко
Сергей Георгиев
Федор Конюхов
Холли Вебб
Эдуард Веркин
Юлия Иванова
Юлия Лавряшина и другие.
На основе просмотра методической литературы и сайтов Интернета был составлен план занятий, состоящий из цикла мероприятий и тематических выставок.
Формы проведения мероприятий:
Презентации серии книг
Литературное знакомство
Литературный коктейль (обсуждение всего интересного, популярного, актуального или яркого. В данном случае « Беседа-рекомендация книг для летнего чтения» )
Обзор
Библио-кросс ( акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме, за определенный период времени и т.п. Например, «Мое летнее открытие»)
Сэлфи с новой книгой
Бенефис автора (представление в честь интересной персоны или книги)
Литературный круиз (знакомство с творчеством зарубежного автора)
Слайд-презентация
Литературное расследование
Индивидуальная беседа
Библиофьюжн – это «сплав» из разных форм в одном мероприятии (викторина, анкетирование, аукцион, беседа, обзор и т.п.) . В данной программе используется как заключительная игра
Согласно планированию мероприятия проводятся один раз в месяц, на базовом классе обязательно, на дополнительных классах по желанию. На каждом мероприятии дети знакомятся с новым автором, его биографией и творчеством. Для того, чтобы детям было проще запомнить автора и ориентироваться в поиске рекомендуемых книг, создаются пособия малых форм – закладки (краткая информация о писателе и перечень его книг в библиотеке). Школьникам особенно нравится, когда вместе с просмотром книг можно увидеть еще буктрейлер или мультфильм по произведениям данного писателя. Из практики можно сказать, что мероприятие с использованием видеоряда( слайды, видео) очень приветствуется среди детей 3-4 классов.
Некоторые выставки:
Литературная тусовка: постоянная, на которой представлены книги современных детских писателей21 века
Прочитай – не пожалеешь: выставка-рекомендация , формируется самими детьми после прочтения рекомендательного списка литературы на лето.
Помимо работы по календарно-тематическому планированию ведется работа по:
1) совершенствованию справочно-библиографического аппарата для младших школьников путем ведения новой рубрики «Писатели нашего времени» в тематическом иллюстрированном каталоге «Что читать»
2) развитию информационной работы в направлении продвижения изданий современных авторов через социальные сети Интернет и сайт библиотеки (Рецензирование новинок в блоге «Заметки на полях»).
Ожидаемые результаты от реализации программы:
1) повышение уровня читательской культуры детей и расширение их читательского кругозора,
2) увеличение читательской аудитории, знакомой с творчеством отечественных и зарубежных современных авторов,
3) активизация работы по продвижению изданий современных авторов в библиотеках, обслуживающих детское население г. Череповца,
4) внедрение новых форм и методов работы в каждодневную практику детских библиотекарей.
Данная авторская программа работала в период 2016 – 2017гг. Не хочется приводить результаты в цифрах, хочется сказать, что цель и задачи были достигнуты. После проведения мероприятий школьники с удовольствием брали рекомендуемую литературу. Даже стали чаще самостоятельно приходить в стены библиотеки и интересоваться современной литературой. У некоторых читателей появились свои любимые авторы. Приятно слышать отзывы родителей о том, что дети вообще стали интересоваться книгами.
Мне, как автору и непосредственному участнику данной работы, очень нравится достигнутый результат. А это значит, что нужно двигаться дальше в выбранном направлении.