Читательские конкурсы как инструмент формирования информационной потребности у детей: из опыта работы

 

Центральная детско-юношеская библиотека (ЦДЮБ)  г.Череповца  ведёт работу по организации городских конкурсов детских творческих работ в поддержку чтения. В 2015 году ЦДЮБ стала инициатором городского конкурса «Время читать!», который проходил в три этапа с 1 октября 2015 года – по 1 марта 2016 года, участниками  стали более 400 череповецких школьников.

Цели и задачи конкурса: развитие читательского, литературного, художественного творчества детей и подростков, популяризация детского и подросткового чтения, выявление и поощрение лучших читателей, раскрытие фондов детских структурных подразделений МБУК «Объединение библиотек» путем организации выставок творческих работ и литературных произведений, упомянутых в них.

I этап конкурса предполагал участие в Общероссийской акции «Придумай продолжение любимой книги», организованной издательством «АСТ». Более 200 детей и подростков приняли участие в данном этапе, началом же послужил праздник «9 октября – Всероссийский День чтения».

В программе праздника прошли такие мероприятия, как праздник детского чтения «Читаем любимые книжки вместе».  Для учащихся 2 класса  школы № 9, в ходе которого прошла занимательная игра, включающая чтение по ролям в забавных масках в виде персонажей сказки К.Чуковского «Телефон». Все участники детского праздника получили на память закладки «Всероссийский День чтения 9 октября 2015. Ты принял участие».

Первоклассники череповецких школ участвовали во флешмобе, который состоялся в детском отделе библиотеки. Девиз флешмоба:  «Все любимые детские книжки - в нашей библиотеке». В завершении ребятам был показан  мультфильма по произведениям русских писателей.

В отделе искусств школьники из групп продленного дня приняли участие в общероссийской акции «Придумай продолжение любимой книги». Вначале детям рассказали о праздновании Всероссийского Дня чтения. Затем ребята прослушали  в художественном исполнении произведение Н.Носова «Живая шляпа», обсудили рассказ, и придумали продолжение в виде  иллюстраций. Школьникам вручили памятную закладку «Участнику общероссийской акции «Придумай продолжение любимой книги».

В отделе «Юниор» в этот день прошел литературный аукцион «В гостях у литературных героев», пятиклассники получили на память сувенир в виде «книжного сердца», как впрочем, и все читатели отдела, пришедшие в библиотеку в этот день. Многих ребят заинтересовала выставка «Забытые книги», приуроченная дню чтения.

В проведение I этапа городского конкурса «Время читать!» активно включились детские структурные подразделения библиотек города. Лучшие творческие работы Общероссийской акции «Придумай продолжение любимой книги» были оцифрованы и отосланы в издательство АСТ, получено письмо от организаторов акции со словами благодарности , а участники акции  сертификаты об участии. 

Во II этапе конкурса «Время читать!», участвовали как индивидуальные, так и коллективные творческие работы в виде сочинения, эссе, отзыва о прочитанном, дневника чтения, иллюстрации.  Дети приняли очень активное участие в конкурсе (более двухсот участников). Рассказы о прочитанном были эмоциональными, дети  не боялись высказать свои рассуждения, что говорит о доверии к библиотеке. Отмечена заинтересованность родителей в привлечении детей к чтению и участию в конкурсе. Педагоги школ также активно откликнулись на предложение помочь в организации конкурса. 

Отмечено, что дети выбрали произведения из так называемого «золотого фонда» детской литературы, произведения соответствовали возрасту участников, следовательно, в конкурсе принимали участие активно читающие дети. Круг произведений, в основном, из школьной программы. Не выбраны произведения, по которым созданы экранизации, следовательно, участники  использовали «живое» чтение.

На третьем этапе конкурса «Литературная перезагрузка» принимались работы детей в возрасте от 7 до 14 лет в виде рекламы книги в формате мультимедийной презентации Power Point.

На конкурс хорошо откликнулись учащиеся 4 - 8 классов. Большую работу по вовлечению учащихся к участию в конкурсе провели преподаватели русского языка и литературы средних классов школ с углубленным изучением отдельных предметов : СОШ №10,  СОШ№ 26, общеобразовательного лицея «АМТЭК». Книги, которые ребята выбрали для презентаций, не включены в школьную программу, что указывает на достаточно серьезное свободное чтение. Жюри рассмотрело 20 работ, присланных на конкурс. Для некоторых детей стало препятствием жанр «рекламы книги». Возможно, в дальнейшем следует избегать данного термина, заменив  «рассказом о любимой книге», или «рекомендация лучшей книги».

Всего в конкурсе «Время читать!» приняло участие 420 детей. Большую активность вызвал этап «Придумай продолжение любимой книги» и «Моя карта литературной страны».

Заключительное мероприятие городского детского творческого конкурса «Время читать!» прошло на Неделе детской книги в виде квест – игры «Праздник чтения и книги», участниками которого стали более 80 человек. В каждом отделе библиотеки,  ребят и их родителей встречали библиотекари в образе героев книг и проводили литературные конкурсы и викторины.

Положительные отклики родителей и педагогов говорят о том, что следует и в дальнейшем проводить читательские конкурсы, поддерживая имидж библиотеки как центра продвижения чтения.

В 2017 году ЦДЮБ выступила организатором конкурса «Рисуем обложку любимой книжки» для такой необычной целевой читательской аудитории, как дошкольники, которых в библиотеках города становится всё больше и больше. Пожелание принять участие в конкурсе высказали педагоги и родители, которые ранее принимали участие в конкурсах поделок, а также участники мастер- классов проекта «Воскресный день в библиотеке».

Конкурс предполагал  проведение для дошкольников   информационных бесед  о художниках – оформителях детских книг, экскурсий по отделу искусств и знакомство с детскими изданиями данного отдела. Реклама конкурса была дана на сайте библиотеки,  отправлена на e-mail детских садов, доведена до сведений родителей путем  оформления информации о конкурсе в группах детских садов. Большую работу провели педагоги, собрав работы детей, все участники получили сертификаты в электронном виде, а победители – дипломы. Состоялась игровая конкурсная театрализованная программа для дошкольников «Весёлые краски» в Пушкинский день. Наиболее активно проявившая себя в конкурсе группа детского сада встретилась в библиотеке со Сказочницей, Художником и Оле- Лукойе. 

Для подростков отдел «Юниор» Центральной детско-юношеской библиотеки  организовал творческие конкурсы в рамках проекта «Эко-лайф», посвящённый Году Экологии:

-  в конкуре «Зверофото», участники  представили фото и рассказ о своих домашних питомцах ,

-  в конкурсе «Зелёные страницы»,  ребята должны выполнить  свои работы в двух номинациях - «Экологические сказки о Череповце» и «Я с книгой открываю мир природы» в виде буклета по прочитанной книге. 

Информация о  ходе и результатах творческих конкурсов помещается на страницу ВК и в рубрику «Новости» библиотечного сайта, таким образом, информация всегда доступна не только детям и подросткам, которые активно посещают библиотеку, но и их сверстникам, а также  взрослым, организаторам детского чтения.

В результатах конкурса мы помещаем информацию о тех книгах, которые использовали участники при подготовке творческой работы, что является опосредованной рекомендацией детских книг. Публикуя сведения о проводимых библиотекой литературных праздниках, мы рассказываем о положительном примере проведения  интеллектуального досуга для детей и взрослых. 

Мы делаем вывод, что в современных условиях участие детей и подростков в конкурсах творческих работ в поддержку чтения – это результат усилий,  по крайней мере, трёх взрослых: родителей, библиотекаря, педагога. Организация творческих конкурсов – это формирование библиотечной  информационной  среды, которая  соответствует  современным запросам учащихся, и совместная работа взрослых (организаторов детского чтения) имеют влияние на  формирование информационной культуры детей и подростков и на развитие ребёнка в целом.

 



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика