Все мы знаем, как велика роль книги и чтения в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации личности.
Главной целью своей работы я считаю привлечение детей к чтению книг. Для достижения поставленной цели я, как библиотекарь, использую различные формы и методы индивидуальной и массовой работы.
В числе индивидуальных форм наибольшее значение имеют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы я, как библиотекарь, получаю обратную связь, то есть могу менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации. Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащемся, пожелавшем стать читателем библиотеки. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии и общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы читатель знакомится с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами.
Не менее важную роль имеют беседы о прочитанном.
Целями таких бесед являются:
● выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга;
● выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе
● выявление вкусов и предпочтений читателя;
● выявление ожиданий читателя.
Кроме того, оценка книги, данная одним читателем, может быть использована в беседах с другими.
За время работы в библиотеке я убедилась: чтобы ребёнок охотно шел в нее, надо встречать его с улыбкой, искренне и заинтересованно стараться помочь ему в выборе книг, чаще приглашать на интересные мероприятия.
Массовая и индивидуальная работы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Массовая работа – наиболее трудоемкое направление, но при этом и самое интересное, творческое и плодотворное. Красочные, познавательные и веселые мероприятия, конечно же, привлекают наших читателей в библиотеку.
Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу.
Формы работы с читателями имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей.
С 2006 года мы активно продвигаем «Громкие чтения». Вы знаете, что это забытая, но, к счастью, возрождающаяся форма библиотечной работы. Все дети любят слушать, когда им читают вслух, и мы это делаем с удовольствием. Поэтому данная форма работы у нас всегда востребована. Мы начали заниматься ею с 2006 года по просьбе преподавателя коррекционного класса. Дети к нам пришли гиперактивные, мало читающие, но мы задались целью приобщить их к чтению. Понимая, как трудно привлечь внимание детей на долгое время, мы с помощью электронных технологий делаем эту форму чтения более красочной и интересной для слушателей. Готовясь к очередному мероприятию, я подбираю в интернете красочные иллюстрации для видеоряда, формирую слайды в соответствии со скоростью моего чтения. Детям младших и средних классов важно перед глазами иметь картинку, и с помощью слайдов мы держим внимание ребят. В результате материал усваивается легче и полностью. Это подтверждают проведенные после нескольких таких мероприятий викторины.
В настоящее время «Громкие чтения» я провожу с двумя классами, которые приходят к нам уже третий год по пятницам каждой недели. И вот тут мы осуществляем принципы массовой и индивидуальной работы в полной мере. Дети за это время привыкли приходить в библиотеку, у них есть возможность свободного чтения и здесь же происходит общение между ребенком и библиотекарем.
Горница. В течение 17 лет в нашей библиотеке существует Музей истории русского быта «Горница». За это время несколько раз менялась экспозиция музея, появлялись новые экспонаты, авторские работы в различных техниках и исполнениях, но осталась прежней концепция деятельности – приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с обычаями и традициями Вологодского края. В Горнице оформлена экспозиция русской избы: «красный угол» с образом и лампадкой, деревянный стол и лавки, макет русской печи с очагом. Все экспонаты можно потрогать. Наряду с музейными экспонатами почетное место занимают книги, которые рассказывают о жизни и обычаях русского народа: как вели хозяйство, какое было убранство жилища, о различных ремёслах, обрядах и традициях.
Экскурсии по музею проводятся в форме игровых программ, где кроме информативно - познавательного материала играем с детьми в русские народные игры, сезонные и обрядовые, например, хороводная игра «Золотые ворота»; я провожу мастер-классы по изготовлению народной куклы (СЛАЙД).
СЛАЙДЫ: фрагмент мероприятия «Как рубашка в поле выросла», народная игра «Утушка», костюмированный «Праздник русской березки».
Обобщая опыт, можно сказать: при проведении массовой работы с читателями мы стремимся показать детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком. То есть мы стремимся к реализации стратегической цели — научить хотеть читать.
Все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес читателей к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируются социально-активные граждане, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества.
Читатель должен чувствовать, что его любят и ждут в библиотеке.
И закончить своё выступление мне бы хотелось словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной строчки из новой книги».