Айсберг библиотечной профессии, или Как и чему учат в библиотеке

В. А. Базлова, заведующая методическим отделом Центральной городской библиотеки им.В.В.Верещагина МУК «Объединение библиотек» г.Череповца

«Профессионалом надо быть.

 Профессионалом можно стать».

Э.Р.Сукиасян

   «Кадры решают всё» – эта фраза, сказанная когда-то, передаётся из поколения в поколение и не теряет своей актуальности. А ведь действительно именно кадры, а вернее, люди: их умы и руки, сердца и души, знания и опыт – создают, хранят, продвигают и обеспечивают. И какие бы идеи не рождались в творческих головах реалистов и фантастов, если некому воплощать идею, то на первозданном уровне своего рождения она и останется.

   Библиотека – учреждение особенное. А библиотекарь – человек, который в силу своей профессии всю жизнь учится, хочет он этого или не хочет. У нас недостаточно получить «набор инструментов» в вузе, чтобы прийти на работу в библиотеку и решить для себя: «Я всё знаю. Я – профессионал». «На библиотекаря» учатся всю жизнь. И чем дольше работаешь, тем больше знаешь и умеешь, а стало быть и копилочка знаний уже работает на тебя: чем дальше – тем удобнее, легче, приятнее и комфортнее. Потому что полученный опыт и знания позволяют чувствовать себя в профессии свободнее и уверенней.

   Любой специалист, приходя в библиотеку после окончания учебного заведения, проходит период адаптации. Именно в этот период он и пытается применить свои знания о профессии, полученные в вузе («рабочие инструменты») к самой этой профессии, т.е. к ежедневному труду на поприще разумного, доброго, вечного. А если этих самых инструментов нет как таковых, потому что образование получено не в библиотечном вузе или техникуме? В этом случае всё обучение профессии и начинается, и происходит непосредственно на рабочем месте.

   Библиотеки нашего объединения – не исключение из правил. Как и большинство российских библиотек, мы переживаем затянувшийся кризис нехватки специалистов, текучесть кадров. К сожалению, в Череповце нет ни одного ни высшего, ни среднего учебного заведения, в котором бы готовили специалистов для библиотек. И если раньше к нам приезжали по направлениям специалисты, окончившие Московский или Санкт-Петербургский институты культуры, то теперь и такой возможности пополнить свои кадры специалистами нет.

   Все вышеизложенные факты приводят к тому, что на работу в библиотеку чаще всего приходят люди, не имеющие ни специального библиотечного образования, ни соответствующего опыта работы. К тому же, как часто выясняется, нет у них представления и о самой профессии библиотекаря. Ведь не секрет, что нашу профессию можно сравнить с айсбергом. Читателям (а именно на таком уровне и видят библиотеки новые сотрудники – неспециалисты) работа в библиотеке представляется очень простой формулой: выдал читателю книгу, что-то записал в формуляр, а потом сиди себе и читай книжки. И только углубление в профессию, постижение всего того, что окружает это «выдал книгу – принял», даёт представление о настоящих размерах «библиотечного айсберга», скрытого от глаз. И поэтому я считаю, что как таковое введение в профессию, объяснение её сущности и глубины не менее важно, чем само освоение технологии библиотечных процессов.

   В нашем муниципальном объединении библиотек к обучению персонала подходят дифференцированно. И главное внимание, конечно, мы уделяем новым сотрудникам. С первых же встреч при устройстве на работу в беседах и с директором объединения, и в отделе кадров определяется, готов ли человек, устраивающийся на работу в библиотеку, к выполнению ставящихся перед ним задач. Соответствует ли этому его образование, опыт работы, психологический настрой, понимает ли он, в какое учреждение поступает на работу и каковы будут его обязанности.

   Следующим этапом для поступившего на работу будет адаптация на том рабочем месте, куда  собственно и принят сотрудник. Для того, чтобы этот процесс прошёл успешно, мы возродили в нашем коллективе наставничество. Именно наставник вводит нового сотрудника, порой совершенно не имеющего представления о работе в библиотеке, в профессию. Наставник составляет план работы со своим подопечным на срок от двух до шести месяцев, в зависимости от образования и профессиональной подготовки последнего. Естественно, что библиотекарю-специалисту бывает достаточно минимального срока обучения. Тем же, кто не имеет ни соответствующего образования, ни опыта работы, требуется более серьёзная помощь. Немаловажное значение имеет тут, конечно, и отношение самого наставника к работе и профессии. От личности наставника порой зависит, останется ли новичок работать в библиотеке или будет искать новое место. Поэтому в нашей организации наставниками назначаются наиболее опытные и уважаемые специалисты. Не только много знающие и умеющие, но и любящие свою профессию.

   С каждым новым сотрудником мы беседуем на информационном семинаре, который назвали «Вы пришли работать в МУК «Объединение библиотек». Этот семинар традиционно проводят заместитель директора Н.А.Шевелёва и заведующая методическим отделом ЦГБ В.А.Базлова. Задачи семинара: познакомиться с новыми сотрудниками объединения; рассказать им о той организации, куда они пришли работать; об истории, традициях и правилах, принятых в наших библиотеках; представить локальные регламентирующие документы МУК «ОБ». В заключение семинара для всех новых сотрудников мы проводим экскурсию по Центральной городской библиотеке им.В.В.Верещагина. Рассказываем об истории общественной библиотеки Череповца, правопреемницей которой наша Верещагинка является. Знакомим с работой традиционных и специализированных отделов библиотеки.

   По данным кадровой службы, только 6 человек из 25, принятых на работу в МУК «ОБ» в 2007–2008 гг., имеют специальное библиотечное образование. Трудно в этой ситуации надеяться только на наставников, которые должны обучить своих подопечных всем сложностям технологических библиотечных процессов. Для того, чтобы сотрудник библиотеки без специального библиотечного образования имел более полное и реальное представление о том, что же включает в себя избранная им профессия, мы уже в течение ряда лет практикуем проведение на базе ЦГБ курсы «Основы библиотечного дела». Курсы рассчитаны на 24 часа и включают в себя 9 занятий, которые проводят ведущие специалисты объединения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа. Курсы  заканчиваются собеседованием преподавателей со слушателями. Программа курсов составлена таким образом, чтобы дать представление о профессии библиотекаря в целом, о всех основных процессах и функциях, из которых складывается «библиотечный айсберг».

   За прошедшие 9 лет мы обучили на курсах «Основы библиотечного дела» 75 сотрудников. Приятно осознавать, что работа эта проведена не впустую: на собеседовании большинство слушателей курсов говорили, что только пройдя все занятия и прослушав лекции, они поняли, что же это за профессия такая – библиотекарь.

   Не оставляем мы своим вниманием и тех, кто уже давно работает в библиотеке. В помощь таким сотрудникам проводятся у нас «Методические дни». В течение года их бывает от 4 до 6 в зависимости от того, как часто возникает ситуация, когда требуется обсудить что-то новое  в коллективе, освоить новые технологии или вспомнить забытое старое. «Год чтения в городе лидеров», «Информационные формы работы в библиотеке», «Библиотечный маркетинг», «Выставочная деятельность библиотеки», «Изучение качества фонда. Работа с отказами», «Внестационарное обслуживание» – вот далеко не полный перечень тем, обсуждаемый на «Методических днях». Мы не ставим целью проводить обучение сотрудников в жёстких рамках библиотечных технологий. Поэтому на «Методических днях» происходят встречи с интересными людьми, знакомства с литераторами Череповца, новинками книг и периодики. Хорошо понимая, что библиотекарь должен быть человеком образованным и эрудированным, мы стремимся углубить их познания в разных областях знаний. С большим интересом встретили наши библиотекари выступление психолога О.В.Ивановой, дающей советы о правильной организации труда с точки зрения психологии. Преподаватели Череповецкого государственного университета И.А.Птицын и Е.М.Иванова прочли лекции о современной литературе, русском языке и культуре речи. На «Методических днях» проходят презентации лучших выставок инновационного типа, оформленных нашими коллегами.  Всем понравились выставки–конкурсные работы  профессионального конкурса МУК «ОБ» «Книгиня», представленные нашими молодыми сотрудниками Н.А.Вакуленко («Искусство гармонии – Фэн-шуй») и Л.Н.Макаревской («СТИХИЯ.  Поэты и поэзия «серебряного века»).

   Продолжением таких «Методических дней» являются поездки библиотекарей по литературным местам. Музей Игоря-Северянина во Владимировке, Устюжна и музей Батюшкова в Даниловском, Вологда, Белозерск – вот маршруты наших последних поездок. В  Устюжне и Белозерске мы посетили также и библиотеки. В 2009 году хотелось бы посмотреть литературный музей в школе д. Домозёрово и краеведческий в школе п.Мякса Череповецкого района. С обоими школами нас связывают давние дружеские отношения и сотрудничество.

   И ещё одна категория сотрудников в нашем объединении требует особого внимания и интенсивного обучения – руководители структурных подразделений, кадровый состав которых в последние годы значительно изменился. Для новых руководителей проводятся индивидуальные консультации, стажировки и собеседования. Применяются такие интенсивные и активные формы обучения, как тренинг-семинары: «Методы работы в команде», «Организация труда руководителя» – проведённые психологами фирмы «ОльГа». Первый «Методический день» в 2008 году был полностью предназначен для заведующих библиотеками и отделами, тема его была: «Эконометрический подход в формировании фондов».

   Одним из серьёзнейших вопросов в нашей работе мы считаем качество обслуживания. В 2008 году мы предложили нашим руководителям самостоятельно изучить вопрос менеджмента качества в библиотеке, взяв за основу пособие Л.А.Дубровиной «Минимум управления, максимум управляемости». По итогам изученного материала был проведён круглый стол, в ходе которого руководящий состав объединения активно обсуждал задачи и принципы менеджмента, ведущего к главному результату – качеству в работе.

   Заканчивая свою статью, хотелось бы сослаться на цитату из книги «Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике» директора Белгородской ГУНБ Н.Т.Чуприной, которая так сформулировала принцип непрерывного библиотечного образования: «Непрерывное образование – это не роскошь, а суровая необходимость жизни, гарантия против застоя и апатии, безразличия и моральной усталости библиотекарей». Трудно с этим не согласиться. Но очень важно и ещё одно: чтобы сами обучаемые стремились к знаниям, освоению новых технологий и инноваций. Хочется, чтобы их производственным девизом стали слова Э.Р.Сукиасяна: «Профессионалом надо быть. Профессионалом можно стать».



Яндекс.Метрика