Интерактивные формы экологического просвещения детей

Родионова Юлия Леонидовна, заведующая библиотекой и Шагина Екатерина Валентиновна, заведующая детским отделом библиотеки № 4 МБУК «Объединение библиотек» г.Череповца.

Выступление на XI межрегиональной творческой лаборатории «Экология. Культура. Образование»  1-2 июля 2015 года в г.Череповце

« Любовь к природе, впрочем,
как и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается
у нас с детства».
И. Соколов-Микитов

Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, которое характеризуется гармонией в отношениях человека и окружающей среды. 

Экологическое просвещение на сегодня официально признано как одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки. Здесь сформирована система непрерывного образования: библиотека – детский сад – семья – школа. Чтобы поддерживать постоянный интерес  к проблемам окружающей среды среди детей, мы используем интерактивные формы работы: игровые программы, кукольные спектакли, театрализованные представления. И это не просто развлечения для детей. Мы хотим дать  возможность с  юных лет узнать о живой природе,  познакомиться с занимательной и познавательной литературой данной тематики. Потому что наша цель – через книгу научить любить природу, бережно к ней относиться, прививать навыки по охране природы родного края. Но чтобы прийти к этим результатам,  необходима  насыщенная эколого-развивающая среда. И она у нас есть.

С первого шага в нашу библиотеку читатели попадают в атмосферу живой природы. Это дает свои результаты и позволяет проводить с детьми интересную и разнообразную работу. С 2006 года у нас существует живой уголок. В нем проживали и проживают: пресноводная красноухая и сухопутная черепахи, аквариумные рыбки, канарейки, волнистые попугайчики, хомячки, морские свинки, кролик, улитки Ахатины. Ребята, переступив порог, сразу обращают на них внимание.  Задают вопросы, рассказывают о своих домашних питомцах и спрашивают совета по уходу  за ними. У детей есть возможность понять всю ответственность за тех, кого приручили, и решить, а действительно ли они готовы заводить дома животных.

В библиотеке более 30 видов комнатных растений. Они создают уют и здоровую атмосферу в помещениях. В этом году мы стали партнерами МБОУ «СОШ №33» в рамках городского экологического проекта «Наш общий дом»:  «Цветущие комнатные растения и домашний дизайн». На базе нашей библиотеки прошло открытие фотовыставки «Цветущий дом», в котором приняли участие ребята нашего города  2 – 11классов. Нами была разработана и проведена театрализованная игровая программа « Чтобы был цветущим дом». Это мероприятие было адаптировано под разные возрастные категории пользователей и проведено не только на базе библиотеки.

Большими возможностями для осуществления экологического воспитания обладают писатели – натуралисты: В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин. На основе их произведений в нашей библиотеке проходят кукольные спектакли: «Сказки по снегу», «Как будили Михаила», «Как муравьишка землю спасал».

Есть у нас сценарии, сюжет которых придумали сами библиотекари. Это цикл мероприятий «Школа деда Всеведа».  Самыми главными героями здесь выступают  дед Всевед и его внучок Ерошка. История их появления связана с проблемой вырубки лесов. Два сказочных персонажа возродили в нашей библиотеке уголок своего леса и вместе с его жителями учат ребят бережному отношению и заботе об окружающем нас мире. Посещая нашу «Ерошкину полянку», дети являются не просто зрителями, но и активными участниками проводимых здесь мероприятий. На кукольных спектаклях раскрывается их эмоциональная сторона. Ребята переживают за героев, всячески стараются им помочь, иногда даже тогда, когда их об этом не просят.

Одним из существенных слагаемых процесса экологического просвещения являются театрализованные представления. К таким мероприятиям мы привлекаем детей-волонтеров. Они с удовольствием исполняют свою роль, проникаются вопросами природоохранного содержания, а зрители активно принимают участие в ходе постановочного действия. Спектакли предполагают вовлечение ребят и их родителей в творческую деятельность. По итогам представления « Позовем весну к нам в гости» была сделана совместная работа  аппликация- панно. Все детали картины (лучи солнца, части ручейка, веселые птички)  были получены ребятами за правильно выполненные задания. На празднике «День солнечных зайчиков» создали картину «Приход весны». Капель, ручеек, подснежники выполняли в технике рисования ладошками и пальчиками. Хочется отметить, что родители не остаются в стороне, оказывают поддержку и помощь своим детям.

 

Всем известно, одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития является игра.  Через такую форму юные читатели гораздо быстрее усваивают новые знания. У них формируется познавательный интерес  к объектам окружающей среды. Во время игры дети учатся приносить пользу людям, растениям и животным, заражаются друг от друга энергией интереса. В них просыпается дух соревнования в знаниях, а значит, наша цель достигнута.  Так, в мероприятии «Капелька по капельке - будет океан», ребята через игру узнали о круговороте воды в природе. И сделали вывод, что даже самую маленькую каплю пресной воды нужно беречь.

Еще хочется рассказать о такой форме экологического воспитания, как  фотовыставки от Музея природы и выставки детских рисунков от Детской школы искусств. Они оформляются в читальном зале и являются неотъемлемой частью наших мероприятий. К выставке детских рисунков «Мир морских глубин» было проведено мероприятие «Сюрпризы моря», где читатели узнали много интересного об обитателях и дарах мирового океана.  А выставка «Такие разные птицы» вдохновила нас  на создание спектакля «Птичья грамота», посмотрев который дети с интересом рассматривали фотографии и узнавали  пернатых. У выставок всегда оживленно и многолюдно, слышатся радостные и удивленные возгласы.  Ведь ничто так не может передать красоту родной природы, как маленькая, запечатленная на фотоаппарат, её частичка или нарисованная картина. Но не меньше передает красоту природы и музыка. Так, учащиеся музыкальных отделений школы искусств в игровой программе «Осенний календарь» исполнили произведения, посвященные прекрасному времени года.  Ребята узнали, как звучат звуки осени на разных  инструментах.

Мы видим, что наша работа дает свои результаты. Дети становятся более ответственными и сознательными к окружающему нас миру. И такие интерактивные формы мероприятий, а именно - живые и увлекательные, должны быть в каждой библиотеке.



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика