Уважаемые коллеги!

С 2012 года методический отдел ЦГБ им.В.В.Верещагина составляет для вас дайджесты по материалам наших профессиональных журналов и сборников. Предлагаем вашему вниманию дайджесты, составленные в последние годы.

 

Дайджест № 44

по материалам журнала «Современная библиотека» № 1 – 5 за 2021 год

«Современная библиотека» № 1 – 2021 год
 
«Моя аудитория - Россия» // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 8 – 11.
Интервью с одним из популярных современных писателей Алексеем Викторовичем Ивановым. А.В.Иванов – писатель, сценарист, лауреат премии Правительства России в области культуры (2017 г.) и многих других литературных премий. Его творчество вызывает жаркие дебаты. Автор имеет как восторженных читателей, так и противников своего творчества. Читатели библиотеки в г.Самаре, где побывал автор, задали ему ряд вопросов. Читайте интервью и знакомьтесь с мировоззрением писателя.
 
«Это не просто звание, а призвание» // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 12 – 15.
Конкурс «Лучший библиотекарь Москвы» прошёл осенью 2020 года. Почётное первое место завоевала библиотекарь ЦБС Восточного административного округа Настасья Явцева с проектом «Библиотека поэзии». В статье Настасья рассказывает, как началась её работа  по проектной деятельности ещё в Самарской юношеской библиотеке, где она руководила творческим объединением «Поэтическая мастерская». Объединив свои умения менеджера и потребность поэтического сообщества в новых проектах в 2018 году, она получила грант на участие в форуме «Таврида» с проектом поэтической резиденции «Реновация». Переехав в Москву, она продолжила работу в библиотеках столицы. Проекты А.Явцевой посвящены цифровому веку поэзии. Вместе со своими единомышленниками она осваивает новые технологии, ведёт поэтические мастерские, организует онлайн-перфомансы. В планах Явцевой создать проект геймификации поэзии. ( Для справок: Геймификация – это добавление игровых элементов к чему-либо, что не является игрой).
 
Сигуева, А.К. Талисман для первой модельной // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 24 – 25.
В Ишиме в сентябре 2020 года открылась первая в Тюменской области модельная библиотека в рамках Национального проекта «Культура». Судя по фотографиям, представленным в статье, библиотека не слишком отличается от тех, что вы видели и на картинках, и в реальной жизни. Особенностью можно считать лишь «геометрию круга» в дизайнерском решении – закруглённые секции стеллажей, круглые пуфики,  подушки и т.д. Да и задачи, поставленные перед библиотекой, принципиально не отличаются от Модельного стандарта. Но, чтобы закрепить и усилить интерес к новой в регионе библиотеке, был разработан брендпакет: логотип, фирменная униформа, беджи и сувенирная продукция. Не хватало библиотеке лишь маскота. ( Маскот - персонаж-талисман). Для создания библиотечного талисмана был объявлен конкурс. В итоге пришло более 150 эскизов из разных уголков России, в конкурсе приняли участие и дети, и взрослые. В ходе народного голосования был выбран талисман библиотеки под именем БУКЛЯШ. Он уже начал свою работу на благо библиотеки.
 
Федотова, О.И. В онлайне с Басиком // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 26 – 29.
Статья директора Мордовской республиканской библиотеки о том, как в период пандемии библиотека стала разрабатывать свои медиапродукты для того, чтобы не потерять своих читателей-детей. Так появились онлайн-проекты « В гостях у Басика», «Тётушка Арина в гости пришла, сказку принесла», «Летняя мастерилка» и другие. Библиотека научилась проводить в онлайн-режиме даже такие мероприятия, как «Библиосумерки», «Ночь искусств», патриотические квесты.
 
Солнцева, Ю.Н., Каунова, Е.А. Библиокванториум: будущее начинается сегодня // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 30 – 32.
В Североморской ЦБС в 2019 году состоялось открытие пилотного бесплатного просветительского проекта «Азбука цифровой экономики». Предполагалось, что слушатели получат представление о понятии «Цифровая экономика», об основных руководящих документах в этой сфере, детально ознакомятся с такими технологиями, как искусственный интеллект, интернет вещей, виртуальная и дополнительная реальность и др. Просветительские мероприятия рассчитаны на учащихся старших классов, а также всех заинтересованных пользователей.  В дальнейших планах – создание на базе отдела электронных ресурсов и информационно-библиографического отдела ЦГБ им.Л.Крейна Центра цифрового кураторства.
 
Ускова, Е.Ю. От виртуальной выставки до yotube-канала // Современная биб-лиотека. – 2021. - № 1. - С. 33 – 35.
Рекомендательная библиография для детей всегда развивалась достаточно динамично, но в последнее время процесс стал особенно активным. Связано это с вынужденным с переходом библиотек на дистанционное обслуживание. Заведующая СБО Волгоградской областной детской библиотеки рассказывает о своём опыте. Речь идёт о разнообразных виртуальных выставках. О предоставлении библиографической информации ВКонтакте. О создании библиотечных видеоканалов «ПослеКнижие», «ВкусноЧтение».
 
Шварцман, М.Е. Виртуальная справочная служба: выбор программного обеспечения // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 36 – 40.
Для организации виртуальной справочной службы в библиотеке можно исполь-зовать различное программное обеспечение. Для правильного выбора нужно верно оценить задачи конкретной библиотеки, её финансовые возможности. В настоящей статье рассматриваются основные типы программного обеспечения, подходящие для создания подобной службы, выделены ключевые сервисы для каждого типа, приведены их характеристики и даны рекомендации по выбору в зависимости от ситуации.
 
Козыряцкая, О.В. Модельная: первые уроки // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 45 –55.
Знакомимся с одной из первых модельных библиотек: Новоуральская сельская биб-лиотека Таврического района Омской области. Дизайн-проект, оборудование, зонирование. Красивые цветные фотографии.
 
Костенко, Е.А. Новогодний подарок от библиотеки // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 56 – 58.
Автор статьи – она же автор проекта – Елизавета Андреевна Костенко рассказывает о создании электронного путеводителя «Нескучный Южно-Сахалинск». О том, какие направления были взяты за основу, как отбирался материал, с какими трудностями пришлось столкнуться.  Больше всего меня удивили сроки, за которые был создан путеводитель – всего полгода, по словам автора.  
 
Архипова, И.В. Что выбрать: советы юного читателя // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 66 – 68.
«Авторская выставка читателя» - это та методика, которую мы периодически пытаемся внедрять – как для взрослых наших читателей, так и для детей.  Особенно она важна для детей и юношества. Автор статьи, заведующий сектором детской библиотеки № 12 г.Челябинска Ирина Владимировна Архипова подчёркивает: «Опыт показал высокую результативность приёма сверстнической рекомендации через авторскую книжную выставку. Право на создание авторской экспозиции получают лучшие читатели библиотеки – те, кто читают постоянно и много, для кого чтение – потребность, удовольствие и радость». Интересно, что библиотекари тщательно отбирают читателей-рекомендателей, работают с их родителями, предоставляют на выставках информацию не только о предлагаемых книгах, но и о самом читателе.
 
Олейникова. А.И., Чернецкая, О.В. Библиограф знает, моются ли космонавты в полёте // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 69 – 71.
Автор из Крымской республиканской детской библиотеки им.В.Н.Орлова рассказывает в своей статье о работе детских библиографов. Речь в первую очередь идёт об информации, выставляемой на сайте библиотеке. Привлечь внимание ребят позволяют вымышленные персонажи БиблиоСправочка, гид-краевед Таврик, защитник крымской природы Экоша, знаток книг БиблиоЗнайка. Есть у них и Доктор Нервистраничкин, и ассистент Лечикнижкин, хирург Подклейобложкин  и многие другие. В статье даны адреса ссылок на сайт, можно посмотреть и почитать.
 
Фёдоров, П.В. Новое дыхание информационного реликта // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 72 – 73.
Автор данной статьи Фёдоров Павел Викторович – доктор исторических наук, про-фессор, работающий главным библиографом отдела краеведческой литературы ЦГБ в г. Сергиев-Посад. Поэтому пересказывать его статью я не буду. Лишь процитирую некоторые фразы. «Подготовка справочно-библиографических пособий, отражающих узкие сегменты культурной памяти, способна поднять статус библиографических разработок на новую высоту. Важно только нащупать те «болевые точки» информационного ландшафта, к которым пользователи проявляют повышенный интерес. Подходы же могут быть самые нестандартные». В качестве примера П.В.Фёдоров приводит создание справочника «Сергиев Посад. Городская память в некрологах».
 
Шанина, Т.О. Книга от литературного героя // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 74 – 75.
Перед библиотекарями всегда стоит вопрос, как привить вкус к хорошей литера-туре и сделать рекомендацию книги необычной. Особенно это касается литературы для детей и подростков.  Об опыте работы ЦБС г. Волгодонска рассказывает ведущий библиотекарь библиотеки для юношества Татьяна Олеговна Шанина. Библиотекари решили использовать популярность костлея и соцсетей. В данном проекте костлея – это не просто переодевание в костюмы любимых персонажей книг, но и актёрская игра, умение подмечать интересные детали образа и поведение персонажа. Необычность проекта «Встретимся в библиотеке, или Литературный герой рекомендует» в том, что к читателю обращается не сотрудник библиотеки, а герой какого-то произведения, рассказывая о себе и своих приключениях. 
 
Бузук, С.И. Связь времён и поколений // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 76 – 78.
Главный библиотекарь Мурманской областной детской библиотеки рассказывает о проекте, осуществлённом между четырьмя областными библиотеками. Цикл меро-приятий был посвящён теме Великой Отечественной войны. Игровые мероприятия носили соревновательный характер, надо было пройти 9 испытаний. В ходе соревнований победила команда школьников Калининграда. 
 
Островская, Е. «Бессмертный полк. Бессмертные книги» // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С.79 - 83.
О Великой Отечественной  войне проводится много мероприятий, много написано воспоминаний, книг, собрано фотографий. Как соединить всё это воедино, чтобы и земляков своих вспомнить, и нужные книги по темам предложить? Такой проект «Бессмертный полк. Бессмертные книги» создала Камчатская краевая библиотека. Письма, фотографии, воспоминания фронтовиков представили на библиотечном сайте.  «Перенесённые на бумагу (а сейчас и на электронные носители) семейные истории, - говорит автор статьи, - становятся больше, чем памятью отдельно взятой семьи, они становятся общей памятью». 
 
Тумилович, М.К. Онлайн-марафон в социальной сети. Советы по организации // Современная библиотека. – 2021. - № 1. - С. 88 – 92.
Этот материал для тех, кто работает с малышами от 6 лет и с их родителями. Специалист Центральной районной библиотеки ЦБС Красносельского района Санкт-Петербурга подробно рассказывают о проведении онлайн-марафонов в группе детского проекта «LEGOБУМ» в социальной сети ВКонтакте. Авторы проекта дают полезные советы, исходя из опыта своей работы. Даны примеры картинок с заданиями и афиши марафона.
 
Современная библиотека» № 2 – 2021 год
 
Кретова, Е.А. Движение на опережение // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 12 – 15.
ЦБС Красногвардейского района Санкт-Петербурга – одна из лидеров по количеству модернизированных площадок среди библиотечных систем города. Много раз мы рассказывали о модернизированных библиотеках этой ЦБС: о Библиотеке им.Н.В.Гоголя, Библиотеке «Ржевская», о детской библиотеке  «Город» Библиотеке «Куб» в Новой Охте и Библиотеке арт-резиденции «Шкаф». Все эти библиотеки не только получили модернизированные помещения, но уже ряд лет успешно работают, реализуя новаторские проекты. В данной статье рассказывается ещё об одной модельной библиотеке – инновационной площадке «НОТА». Одной из особенностью работы данного КБЦ (культурно-библиотечного центра) стала работа с людьми разного восприятия окружающего мира: визуалами, аудиалами, кинестетиками и дигиталами.
 
Смагина, И.И. PROговорим проблемы, чтобы их стало меньше // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 16 – 18.
В сентябре 2020 года в Ставропольской краевой научной универсальной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова начала свою работу для библиотекарей лаборатория коммуникативных компетенций «PROговорим». Цель лаборатории – дать сотрудникам библиотек новые профессиональные навыки, улучшить мастерство коммуникаций и речевую культуру. Лабораторный процесс ведёт заслуженная артистка РФ, психолог и выпускница «Школы ораторского искусства» Светлана Георгиевна Колганова. Специалистам библиотечного дела были предложены обучающие презентации, видео- и аудиоматериалы, содержащие методические рекомендации по общекультурным и социально-коммуникативным компетенциям.
 
Алимбаева, М.А. Онлайн-игра об учёных и изобретателях // Современная биб-лиотека. – 2021. - № 2. - С. 26 – 27
Библиотекарь ГУНБ Красноярского края Марина Александровна Алимбаева делится с нами опытом проведения онлайн-игры о науке и учёных-изобретателях. Задания для участников игры были составлены с учётом местных знаменитостей, но технология разработки игры прописана. Может быть, кто-то захочет придумать подобную игру на материале общероссийских или вологодских достижений?
 
Лазовская, И.А. Чтобы звёзды стали ближе // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 28 –30.
В статье подробно рассказывается о мероприятиях «космической» тематики для подростков. А помощником библиотекарям в этой интересной теме стал мобильный планетарий, приобретённый библиотекой. Как он используется и какие даёт возможности, узнаете из статьи.
 
Малышева, Е.Ю. Библиоблогинг: от интереса к мастерству // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 12 – 15.
В детской библиотеке г.Сыктывкара создали студию, связанную с блогерством. Почему именно такую?  Решили, что в новом микрорайоне, где ничего для детей и подростков нет, кроме библиотеки, надо реализовать проект, способствующий привлечению в библиотеку. Создать студию, которая детям и подросткам была бы интересна. Проект подали на конкурс грантов Главы Республики Коми и выиграли финансовую поддержку. В студии прошли десятки занятий в различных формах, встречи с интересными и знающими этот предмет людьми. А потом началась практическая работа подростков с медиаконтентом. Библиотека настраивает своих студийцев на работу по привлечению к чтению. Мероприятия проходят с участием юных блогеров и их «продуктов». Впереди у студии много планов, связанных с продвижением книги и чтения.
 
Чепкасова, А.А. Энергия на благие дела // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 38 –41.
Опыт белорусских коллег. Речь идёт о волонтёрском движении и том участии, которое принимает в нём библиотека. Автор статьи из библиотеки города Могилёва рассказывает о разных направлениях работы по реализации социальных проектов с помощью волонтёров.
 
Волкова, Е.А. «Профессия неограниченных возможностей!» // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 51 – 61.
Вашему вниманию предлагается большая статья о Центральной городской библиотеке им. Л.Н.Толстого города Севастополя, которой исполнилось 120 лет. В статье подробно рассказывается и об истории создания старейшей библиотеки Крыма, и об этапах её развития. Интересный материал о современной библиотеке, проектах, работе с партнёрами, работе с кадрами.
 
Орайло, Н. Библиотечная путёвка, или Секреты современной профориентации // Современная библиотека. – 2021. - № 2. - С. 76 - 78.
Почему профориентация старшеклассников в наше время стала вновь актуальна, и библиотеки опять взялись за эту работу? На этот вопрос отвечает в своей статье Астраханской библиотеки для молодёжи  психолог Наталия Орайло. Она объясняет это тем, что молодёжь не получает достаточно информации о профессиях из интернета. И поэтому даже выпускники вузов, уже получившие дипломы, работают не по своей специальности, т.к. не готовы к той профессии и специальности, которую получили. Автор статьи рассказывает, какие формы работы по профориентации использует библиотека Астрахани.
 
«Современная библиотека» № 3 – 2021 год
 
Еланцева, Е. В. Химия проекта: смеси и соединения // Современная библиоте-ка. – 2021. - № 3. - С. 12 – 14.
Что читают сейчас меньше всего? Как это ни грустно констатировать, поэзию. Как привлечь внимание читателей к этому непопулярному жанру? Автор статьи из Яро-славской ОУНБ рассказывает, как родился и создавался проект «Непрочитанные. Видеопоэзия». В команду проекта входят не только сотрудники библиотеки, но и режиссёр, и актёры, и дизайнер. Организована группа ВКонтакте, к которой присоединилось более 120 молодых людей. Публикуется информация как об известных поэтических именах, так и о малознакомых авторах. За год было представлено 15 видеороликов, просмотр составил почти 11 тысяч. На международном конкурсе «Видеостихия - 20» проект награждён дипломом за стихотворение, посвящённое М.Ю.Лермонтову. 
 
Долгов, Д. Вместе за семейный интернет // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 20 – 22.
В рамках Недели безопасного Рунета Российская государственная детская библиотека совместно с Центром безопасного Интернета «Не Допусти» провела всероссийскую онлайн-конференцию «Вместе за семейный Интернет: роль и возможности библиотек». В ходе конференции РГДБ Представила свои интернет-проекты: «Национальная электронная детская библиотека», «ПроДетЛит», «Библиогид», «Летопись мужества», «Читайфест», «Смотри РГДБ». В статье даётся описание ресурсов и электронные адреса.
 
Сапрыкина, Н.И. Библиотека в сети // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 28 – 31.
Опытом работы во время пандемии делится  ЦДБ Алексеевского округа Белгородской области. Автор статьи рассказывает о сайте библиотеки и его страничках. Библиотека применяет активные формы работы: акции, онлайн-конференции, предлагая своим читателям буктрейлеры и видеоролики, игры и видеообзоры. В статье есть ссылки на разделы сайта, можно посмотреть и почитать.
 
Тухватуллина, В.Б. Снять нельзя привыкнуть, или Как не бояться ограничений // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 32 – 39.
А в этой статье об опыте работы своей библиотеки со взрослыми читателями в период пандемии рассказывает Муниципальная информационная система города Томска
Активная работа ВКонтакте, литературные квесты, викторины, теневой театр с мас-тер-классами, совместные чтения, использование симпатичного символа – игрушки для знакомства с городами и библиотеками России – всё это в период запретов при-ближало библиотеку к своим читателям и не давало о ней забыть.
 
Конакова, А.К. Детская книга шагает по стране // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 40 – 44.
В Российской государственной библиотеке прошла Всероссийская неделя детской книги.  В ней принимали участие библиотеки из 85 субъектов РФ. Жаль, что наши библиотеки давно уже не участвуют в таких вот красивых и полезных мероприятиях. Программа этого праздника состояла из более 100 мероприятий, включала и встречи с писателями (в том числе с родственниками К.Чуковского, А.Барто и С.Маршака), и презентации книг, и спектакли, и вебинары, и многое другое.
 
Улыбина, О.В. «Маяк  знаний» // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 45 – 47.
2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Об одном из мероприятий этой темы «Маяк знаний», прошедшем в Челябинской детской библиотеке им.Маяковского, рассказывает в своей статье О.В.Улыбина. Библиотека придумала целый комплекс мероприятий для подростков, который шёл в течение всего года. Мероприятия были интересны ребятам в первую очередь тем, что были не похожи на то, что обыкновенно проходит в библиотеке.
 
Чернышов, И. «Я не ветошка! А если и ветошка, то с чувствами!» // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 48 – 49.
Мы с вами постоянно говорим о том, что в работе с подростками и молодёжью нужны новые формы для того, чтобы привлечь их внимание и к библиотеке, и к предлагаемой теме, и к литературе. Тем более, если это классика. А уж если сам Достоевский… Вот Мурманская ОУНБ и придумала мероприятие, которое, как говорит автор статьи, соединило в себе «научную и зрелищную части в гармоничных пропорциях, позволяя за минимальное время дать максимум впечатлений и информации». Не буду пересказывать статью, её надо читать в той стилистике, в какой она написана у автора, ведущего библиотекаря массовой работы Мурманской ОУНБ.
 
Казаченкова, Л.А., Шестопалов, И.И. Книга об очень счастливом человеке // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 51 – 57.
Согласитесь, о библиотекарях не часто пишут книги. Даже о знаменитых и талантливых. Поэтому, даже если вы не сможете эту книгу прочитать, хочется, чтобы вы о ней знали. Двухтомник «Великий библиотекарь. Маргарита Ивановна Рудомино». Статья об основателе Всероссийской государственной библиотеки иностранных языков, к 120-летию со дня рождения М.И.Рудомино.
 
Степанов, В.К., Майорова, Е.А. Доброе место посёлка Малыгино // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 58 – 61.
Самое интересное в данной статье, на мой взгляд, то, что она написана в соавторстве заведующей сельской библиотекой с известным  нам доцентом кафедры библиотечно-информационных наук МГИК Вадимом Константиновичем Степановым. Уважаемый коллега много раз в разнообразных своих статьях призывал библиотекарей отойти от традиционных форм работы. Именно в этом он видит перспективу развития и сохранения библиотек. В данной статье авторы рассказывают о сельской библиотеке во Владимирской области, которая, по их мнению, действительно стала полезна местному сообществу и отвечает требованиям современной библиотеки. 
 
Горская, Я.В. Pravo на голос // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 62 – 65.
В 2020 году Публичный центр правовой информации Национальной библиотеки Чувашской Республики реализовал адаптационный цикл для будущих юристов – курс судебного красноречия «PRAVO на голос». В программу вошли мастер-классы по технике речи, актёрскому мастерству, адвокатской риторике, тренинги, диалоги о профессии и истории успеха. В ведении занятий принимали участие практикующие юристы, психолог, режиссёр, преподаватели юридического вуза. Финалом занятий был «Юридический баттл», где жюри отметило лучшие работы в разных номинациях. 
 
Чавкунькина, О.И. Выбираем лучших // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С.  68 – 71.
Министерство культуры Республики Мордовия, Национальная библиотека им.Пушкина РМ в 2020 году инициировали конкурс на выявление профессиональных навыков и умений сотрудников модельных библиотек. Конкурс прошёл в онлайн-режиме. Это был первый опыт проведения подобных конкурсов не только в Мордовии, но и в России. Семь модельных библиотек республики продемонстрировали свои визитные карточки и сразились в пяти конкурсах. В статье описаны задания, которые пришлось выполнять участникам конкурса.
 
Маслова, О.П. Чтобы доброе «Начало» длилось // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С. 80 - 85.
Интересным опытом делится сотрудник Рязанской областной детской библиотеки Ольга Павловна Маслова. Она рассказывает о межрегиональном конкурсе-фестивале детского и юношеского литературно-художественного творчества «Начало».
Фестиваль существует уже почти четверть века, предлагая школьникам творческое соревнование в нескольких номинациях. Туда созывают юных поэтов, прозаиков, краеведов, иллюстраторов, артистов-чтецов, журналистов, авторов песен. Есть и номинация «Юные книголюбы». Статья подробно описывает разные этапы конкурса и задания, выполняемые участниками. Главная задача, которую ставит перед собой библиотека – вырастить вдумчивого, творческого читателя, умеющего понимать, анализировать книгу и создавать свои литературно-художественные произведения.
 
Пономарёва, Т.О. Наша история – наша победа // Современная библиотека. – 2021. - № 3. - С.  86 – 92.
Статья посвящена патриотическому воспитанию молодёжи. На примере акций «Обелиск памяти» автор статьи из Юношеской библиотеки Республики Коми рассказывает о той исследовательской краеведческой работе, в которую были вовлечены подростки, создавая интерактивную карту мемориальных объектов. Развитие ресурса «Обелиск памяти» проходило в различном формате – электронном, печатном, в цикле массовых мероприятий. Автор рассказывает о самых различных мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне: слайд – викторинах, квизах, печатных проектах, видеоакциях.
 
«Современная библиотека» № 4 – 2021 год
Власова, А.Ю. Долгоиграющая история PR-коммуникаций // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  10 – 13.
Библиотека заинтересована в установлении и сохранении отношений с разными целевыми аудиториями: читателями и пользователями, партнёрами и спонсорами, органами власти и СМИ. Причём, разные группы требуют своего подхода, своей подачи информации – устной, письменной, визуальной. Как следовать за временем, выстраивать грамотные коммуникации, привлекать внимание к библиотеке решают отделы по связям с общественностью и его специалисты. О своём опыте работы рассказывают сотрудники ЦБС г.Сургута.
 
Кравченко, М.В. Земляк – знаменосец Победы  // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  14 – 17.
В Центральном музее Вооружённых сил России среди армейских знамён хранится одна из главных национальных святынь – Знамя Победы. То самое знамя, которое водрузили на фронтоне фашистского Рейхстага в мае 1945 года сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Однако не всем известно, что героев было трое. Возглавлял группу лейтенант из Ростова-на-Дону Алексей Берест. И водружение легендарного знамени – не единственное героическое событие в его биографии. 3 ноября 1970 года, спасая девочку из под колёс поезда, он погиб на ростовском вокзале. Он награждён Орденом Красного Знамени, носит звание Герой Украины; образ Алексея Береста создан и в художественных, и в документальных фильмах. Ещё при жизни А.Берест поддерживал отношения с ростовскими библиотеками, встречался с читателями. И сегодня библиотеки Ростова-на-Дону помнят это имя и рассказывают своим читателям о герое-земляке.
 
Жукова, И.А. Книга о памяти и про память // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  18 –20.
Тема Великой Отечественной войны и памяти о ней всегда была одной из самых главных тем патриотического воспитания молодёжи. Нет в России семьи, которую бы война не затронула. И рассказать о подвигах предков детям и подросткам – доходчиво, честно и правдиво – задача библиотекарей. И чем ближе те, о ком рассказывают, тем понятнее это детям. В Невской ЦБС г.Санкт-Петербурга была собрана целая книга «Память», созданная из рассказов юных авторов о людях, переживших Великую Отечественную войну. Рассказы о прабабушках и прадедушках, кто воевал, трудился в тылу или детьми пережил тяготы страшной войны. Произведения ребят – это то, что нельзя прочитать в учебниках. В сборнике опубликованы лучшие работы участников литературного конкурса «Война стучится в души к нам».
 
Братченко, Н.В., Герина, А.А., Ульченко, Е.В. А вы знаете, кто такой Ильич? // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  32 – 35.
В Ростове-на Дону есть Центральная городская детская библиотека им. В.И.Ленина с почти вековой историей, основанная в 1924 году – в год смерти Владимира Ильича. И до последнего времени у библиотеки не возникало проблем с оформлением мемориального уголка политического деятеля, имя которого она носит. Но на сегодняшний день надо признать, что далеко не все люди знакомы с основными событиями первой четверти ХХ столетия, и имя «Ленин» или «Ильич» им ни о чём не говорит. Перед библиотекарями встала трудная задача объективно и правдиво представить материал об этой исторической личности.  В статье рассказывается о том, как создавался интерактивный музей, посвящённый Ленину, о принципах отбора материала и оформления композиции.
 
Лозовик, Е.В. Сто лет детства // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  36 – 37.
Ещё одна статья о музее. В этот раз об онлайн-музее «Детство в Сокольниках». Музей о развитии и становлении района с 30-х годов до наших дней. Сайт музея может быть интересен разным возрастным группам. На нём представлены и фотодокументы и воспоминания жителей этого района о быте, жизни города, личные записки о детстве.
 
Тюкачева, А.А. Давайте путешествовать!  // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.   38 – 39.
Статья рассказывает о детском мероприятии «Библиотечная кругосветка» - необыч-ной выставке у интерактивного глобуса. Детям были предложены не только книги о разных странах мира, но и возможность поиграть, ответив на разнообразные вопросы.
 
Библиотекарь будущего: каким ему быть?  // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  55 – 65.
Мир стремительно меняется. На этом фоне отчётливо замечен разрыв между уровнем компетенций современных специалистов  библиотек и требованиями, диктуемыми сложившейся ситуацией. Перед профессиональным сообществом стоит задача выстроить образовательную модель, позволяющую адаптироваться к новым условиям цифровой эпохи. Для выработки предложений по изменении «жёстких» и «мягких» навыков, необходимых библиотекарю будущего, была проведена форсайт-сессия «Библиотекарь будущего». Инициатором выступила Российская государственная библиотека, Иркутская ОУНБ и ряд исследовательских организаций. В ходе работы был получен значительный объём информации в пяти блоках: «Образ библиотеки», «Миссия библиотеки будущего», «Тренды, угрозы, возможности, события», «Ставки и проекты», «Компетенция библиотекаря будущего». Результаты проанализированы и опубликованы. Статья подробная и интересная для изучения как для руководства библиотеки, так и для сотрудников с любым стажем работы.
 
Козлова, Т.С. О чём рассказывает подкаст  // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.  69 – 71.
Что такое подкаст? «Подкаст – это аудиофайл, который публикуется на специальных сайтах и может в любое время быть прослушан на телефоне, плеере, планшете, компьютере. Напоминает радиопрограмму – также служит для передачи информации. Другими словами, подкасты – это современное радио. Как правило, они имеют определённую тематику и периодичность выпуска». Так характеризует подкасты автор статьи, сотрудник ЦГБ города Братстка. Она рассказывает об интересном опыте работы, который созрел у библиотеки во время пандемии - цикле подкастов «Здесь и сейчас». В подкастах этого цикла размещаются беседы с представителями разных профессий, рассказывающих о том, как они пришли в профессию и реализовали свои мечты в условиях крупного промышленного города.
 
Мартищенко, О.В. Печатное или электронное? // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.   75 – 77.
Думаю, вам не раз задавали вопрос о предпочтении печатной или электронной книги. Да и сами вы об этом спрашивали своих читателей. О сходстве и разнице чтения печатных и электронных изданий размышляет автор данной статьи, заведующая одной из библиотек Мурманской области. Несомненно, у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. «Несмотря на современные тенденции, - говорит автор, - задачей библиотеки, как и общества в целом, остаётся приобщение людей к книжной культуре и выработке у них привычки читать, осваивать информацию. И тут абсолютно неважно, в каком виде – электронном или печатном».
 
Зенов, Д. Как пройти в библиотеку?! // Современная библиотека. – 2021. - № 4. - С.   82 – 87.
Библиотека Алвара Аалто в Выборге. Сколько уже раз о ней писали! Сколько раз мы с вами рассматривали фотографии и в журналах, и в интернете. Но в «Современной библиотеке» новая статья с фотографиями, и невозможно пройти мимо, чтобы ещё раз на неё не обратить внимание. Тем более что статья написана не библиотекарем, а членом Союза писателей России Дмитрием Зеловым, проводившим в этой библиотеке встречу с читателями и оставшимся в полном восторге от Библиотеки Аалто. Когда я рассматривала фотографии интерьеров этого архитектурного сооружения, меня больше всего удивил тот факт, что библиотека была построена в 1933 – 1935 года, но выглядит сегодня гораздо интереснее и функциональнее, чем модернизированные современные библиотеки. Конечно, за прошедшие десятилетия, библиотека неоднократно подвергалась ремонту, но самое главное, что в ней осталось – это гениальный замысел архитек-тора, когда при любой модернизации библиотека остаётся библиотекой.
 
«Современная библиотека» № 5 – 2021 год
 
Вся поэзия под одной крышей // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  8 – 15.
Знаете ли вы, что библиотеки поэзии есть в Лондоне, Эдинбурге. В Нью-Йорке есть Дом поэзии. В Африке таких библиотек 8 штук. В России – ни одной!  Вернее, не было. В 2021 году библиотека поэзии открылась на базе Библиотеки № 76 им. М.Ю.Лермонтова  ЦБС Восточного административного округа г.Москвы. Это современный медиацентр, предназначенный для реализации проектов как офлайн -, так и в онлайн-режиме. Здесь расположен продюсерский центр, лекторий, методический центр специалистов по продвижению поэзии, а также площадка для самых ярких поэтических событий столицы. Началось всё во время пандемии, когда команда из поэтов-бардов библиотек Востока Москвы решила запустить проект онлайн - квартирников. Получили более миллиона просмотров. Появились друзья из разных творческих объединений. И из общих интересов и усилий родилась библиотека поэзии. Основной задачей библиотеки организаторы считают объединить под крышей одного учреждения все возможные направления поэзии. Как это получается, в какие акции и мероприятия выливается, рассказывает автор статьи. 
 
Костюк, К.М. Книжное ядро для модельных библиотек: разбираемся с понятиями и смыслами // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  20 – 23.
«Книжное ядро должно включать не только самый востребованный и постоянно присутствующий в культуре пласт читаемых книг, но и более широкий пласт исторически значимой научной и научно-популярной литературы. Понятие книжного ядра во многом определяет направление оцифровки книжного наследия и является ориентиром для формирования фондов модельных библиотек. Коллекция книжного ядра, насчитывающая не менее 70 тыс. изданий, должна быть в электронном виде в каждой муниципальной библиотеке. В данной статье раскрывается содержание и замысел проекта «Библиотека Non-Fiction» по оцифровке книжного ядра российской культуры и работы, ведущейся в издательстве «Директ-Медиа» уже около 20 лет».
 
Сороколетова, Н.В., Бондарь И.Г. Безбумажная технология: мечты сбываются // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  24 – 30.
Белгородская универсальная научная библиотека делится опытом. В период пандемии она решилась на исследование и эксперимент, связанный с учётом статистики. Проведя анкетирование пользователей системы  «OPAC-Global» (в числе респондентов была и Вологодская областная библиотека), задав 7 вопросов по использованию форм первичного учёта. В результате проделанных шагов было принято решение о возможности и эффективности полного перехода на автоматизированный учёт статистики посещений и книговыдачи. Своими выводами авторы статьи делятся в статье.
 
Горбунова, Т.В. Владеть словом – значит ладить с миром // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  56 – 59.
В 2019 году проект «Школа мастеров» в Сургуте стал победителем гранта губер-натора Югры. «Школа мастеров» - это поиск новых, интересных, современных форм работы с классической литературой. По проекту в библиотеках Сургутского района созданы творческие лаборатории: «Театральная», «Литературная», «Лаборатория комикса и графического романа», где, не выезжая из своих населённых пунктов, дети и молодёжь повышают своё мастерство под руководством писателей, актёров, режиссёров, художников-иллюстраторов. Через лёгкие развлекательные формы – рисование, театрализованные постановки, литературные игры участники изучают эпоху, анализируют произведения, оценивают, как герои справляются с проблемами в жизни. Авторы статьи подробно рассказывают о некоторых мероприятиях «Школы мастеров».
 
Кочергина, А.А. Как и зачем делать кино без денег и опыта // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  64 – 67.
Библиотеки сегодня активно проявляют себя в интернет-пространстве, ведут группы, страницы, блоги, записывают клипы и подкасты, снимают вайны. (Вайны – короткие видеоролики, посвящённые повседневным темам; главная особенность – в их короткой длительности). Так, например, несколько лет назад челябинская Центральная библиотека им. А.С.Пушкина выпустила в интернет свой фильм «Вовремя». Преследующий простую цель – напомнить читателям, что книги надо сдавать в срок, - ролик больше напоминал трейлер блокбастера. А Астраханская библиотека для молодёжи и вовсе замахнулась на создание целого байопика о поэте, фронтовиен, журналисте, чьё имя библиотека носит. (Байопик – это фильм-биография, который рассказывает о судьбе известной личности, основываясь на реальных фактах и событиях). О том, как и какие библиотеки снимают свои фильмы, прочитаете в статье.
 
Распопин, В.Н., Алейникова, О.А. Книга – цифра – сеть, или Как найти новые формы обслуживания // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  68 – 73.
Специалисты Новосибирской областной детской библиотеки размышляют, как разбудить интерес детей к книге. Научить их не только просматривать тексты, но и вдумчиво читать, входить в книгу, сопоставлять себя с её героями. На сайте библиотеки открыт онлайн-путеводитель «Рассказы о книгах». Помимо материалов для чтения здесь озвученные тексты обзоров книг дополняются документальными фото и видеокадрами, статьями об изданных книгах. Выставляются интерактивные плакаты и изображения, постеры и выставки разных форматов и тем. Всё это привлекает интерес детей к книге и чтению.
 
Сиротюк, О.В. Хранители народных традиций // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  20 – 23.
Россия с незапамятных времён славилась своими народными промыслами. Пензенская областная библиотека им. М.Ю.Лермонтова в дни весенних школьных каникул организовать для детей и подростков цикл мероприятий «Неделя народных промыслов». Яркая и разнообразная программа позволила всем желающим прикоснуться к творческому наследию известных мастеров, вспомнить умельцев, прославивших край и посетить мастер-классы. Были придуманы и разнообразные квесты, и соревнования.
 
Щербакова, Г.В. О бульваре интеллектуальных развлечений // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  82 – 85.
В последние годы в арсенале библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных продвигать книги и чтение в обществе. В том числе и мероприятия, которые проходят вне стен библиотек, на улице. Как правило, они привлекают внимание и имеют хороший общественный резонанс. О том, как осуществляется проект «Бульвар интеллектуальных развлечений»  в Йошкар-Оле прочитаете в статье заведующей отделом обслуживания ЦГБ Г.В.Щербаковой. Летние «Читай-дворики», квест «ЛИК города», сити-квест, литературные игры «Крылатые фразы», «Угадай героя», «Сказочные загадки» и многие другие мероприятия, проведённые на улице для горожан – это активная работа библиотеки, опыт которой нам неплохо бы перенять. 
 
Горбовская, О.В. Поэзия вокруг нас // Современная библиотека. – 2021. - № 5. - С.  93 – 96.
Мне очень понравилось название мероприятия, описанного в данной статье, - литературно-музыкальная программа «У каждого возраста свой Пушкин». Прошла она в Щёлковской  центральной библиотеке Московской области. Объединила и взрослых, и детей, и артистов, и поэтов, и читателей. Авторская песня, стихи местных авторов, хоровое и сольное исполнение современной песни и поэзии, как и стихи знаменитого классика, объединило людей на проведение и участие в тёплом и сердечном празднике, посвящённом А.С.Пушкину и поэзии в целом.
 
Заведующая методическим отделом ЦГБ  В.А.Базлова
 
 


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика