«Библиотечное дело» № 13 – 2020 год
Спиридонова, Д. Нужны ли нам буктрейлеры? Выводы и советы организаторов конкурса «Мистер Букер» // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 2 – 4.
Распространение буктрейлеров в России началось в 2010 году, и сегодня стоит честно ответить на вопросы: достигают ли видеоролики, снятые в данном жанре, своих целей? Нужны ли они вообще? Автор статьи рассказывает нам, как проходил областной конкурс буктрейлеров «Мистер Букер» в Самарской областной универсальной научной библиотеке, о том, кто победил в конкурсе и какие выводы были сделаны жюри конкурса и его участниками.
Ершова, О. Книги на голубом экране: Новый проект киришских библио-тек // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 5 – 6.
Автор статьи рассказывает о новом для библиотеки города Кириши проекте – совместной работе с местным телевидением. Хочу заметить, что такого рода проект совсем не нов для библиотек Череповца. Уже давненько, где-то лет 10 назад, у нас был такой опыт сотрудничества с «12 каналом», и на экраны череповчан выходила передачи «Что читаешь, Череповец?», где проводились мини-обзоры книг. Содружество длилось несколько лет. К сожалению, другими делами стали заниматься люди, которые вели передачу, и проект прекратил своё существование. Но прочитать о нём можно на нашем сайте в разделе «Коллегам»: http://cherlib.ru/colleagues/professional-total/21 Может быть, стоит вспомнить прошлое и попытаться возобновить работу?
Сахаренкова, Н. Самые читающие читатели: Помощь тем, кто хочет стать успешным // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 7- 8.
Не секрет, что одна из проблем библиотек сегодня – снижение читательской активности. Особенно среди молодёжи. Как пробудить у них интерес к чтению, чем мотивировать? Библиотеки Краснодара придумали и внедряют проект под названием «ТОП 100 успешных читающих людей Краснодара». Проект рассчитан на 3 года. Его цель – создать базу для обеспечения саморазвития молодёжи 18-25 лет на основе библиотек города Краснодара. Эта цель реализуется через комплектование муниципальных библиотек новыми книгами по саморазвитию и выявление круга чтения медийных фигур – успешных людей города. Среди медийных фигур – представители власти, предприниматели и общественные деятели, студенты учебных заведений, представители блогосферы города. О том, как проект внедряется в жизнь, узнаете, прочитав статью.
Бергер, С. Услышать голос Клио: Уроки истории // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 10 – 21.
Так уж сложилось, что в наших библиотеках работают не только сотрудники, получившие библиотечное образование, но и специалисты других профессий. Если это люди творческие, понимающие смысл гуманитарного просвещения, то они свои знания стараются преобразовать для читателей. Таким образом рождаются интересные проекты и программы, новые формы. Об одном из таких опытов работы рассказывает нам автор данной статьи. Историк по профессии, Станислав Германович Бергер решил запустить проект «Дамоклов меРч», объединив в нём самые разнообразные формы и темы. Работает С.Г.Бергер в областной библиотеке для молодёжи в городе Волгограде и поэтому подобрал именно такие интерактивные формы, где молодёжь может участвовать в мероприятиях не только в роли слушателей, но и в игровых, театрализованных квестах и перфомансах. Любопытно было почитать. Ещё более любопытно было бы это увидеть и услышать.
Кузьмина,Н. Про верстатки, шпации и бабашки: Детская книга о том, как делаются книжки // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 22 - 27.
Очень интересная статья в помощь библиотекарям, которые работают с детьми и подростками. Даже не просто статья, а готовый обзор о том, как делают книжки. За основу информации взяты книги о книгоиздательстве, выпущенные ещё в СССР. Думаю, прочитать этот материал будет интересно и самим библиотекарям. А можно на его основе подготовить и библиотечный урок для юных читателей.
Лежнева, Н. Психология + библиотека: Библиотерапия в групповой работе // Библиотечное дело. – 2020. - № 13. С. 28 – 31.
В 1993 году на базе Волгоградской областной библиотеки для молодёжи был создан Центр социальной адаптации. Сейчас это структурное подразделение библиотеки. Его изначальное предназначение – адаптация подрастающего поколения к меняющимся социально-экономическим условиям жизни. На первом месте работы центра – библиотерапия, работа с книгами, которые могут чему-то научить, подсказать. Автор статьи рассказывает о методах библиотерапии в практике библиотечной работы. Приводятся примеры книг, обсуждаемых в процессе занятий. Особое внимание уделяется методу творческого самовыражения. В 2020 году психологическая служба библиотеки вышла в онлайн-режим. Специалисты библиотеки провели вебинар для своих коллег-библиотекарей, рассказав о своём опыте и методах работы.
«Библиотечное дело» № 14 – 2020 год
Данный номер журнала посвящён формам работы онлайн, на которые и библиотеки и учебные заведения вынужденно из-за пандемии перешли в 2020 году. Первые статьи журнала посвящёны дистанционному обучению. Читайте статьи авторов: А.Мазурицкого, В.Клюева, Л.Борусяк, Н.Белавинского.
Мельникова, А. Закрытые «Открытые Мастерские», или Поиск новых форм работы на «удалёнке» // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С.19 - 20.
Проект «Открытые Мастерские», реализуемый библиотекой «Лиговская», давно известен в Санкт-Петербурге. Многие знают его прежде всего как образовательную площадку по прикладным видам искусства. Период изоляции внёс коррективы в работу библиотеки и в деятельность проекта. Автор статьи рассказывает, какие формы работы освоила библиотека: мастер-классы, лекции, выставки в онлайн-режиме. Интересно, что на начальном этапе читателям была предложена рубрика «Знаменитые затворники», где рассказывалось об известных деятелях искусств, которые в условиях изоляции создавали выдающиеся произведения.
Королькова, А. «Неунывающий Ангарск», или Скучно не будет! // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С. 21 - 22.
Дистанционная работа заставила освоить самые разнообразные формы. В том числе и интеллектуально-игровые. Центральная городская библиотека города Ангарска разработала сетевой квест, о котором и рассказывает автор статьи. Квест был приурочен ко дню рождения города. Состоял он из 45 этапов. Причём, вопросы имели разный формат: текстовые вопросы, аудио- или видеовопросы, фотовопросы. О том, как был организован квест «Неунывающий Ангарск» и какие задания выполняли участники, узнаете, прочитав статью.
Бурыкина, М. Место встречи изменить нельзя: Как библиотекари стано-вятся блогерами // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С. 29 – 31.
При переходе на удалённую работу задача библиотеки – научиться также хорошо работать с пользователями в социальных сетях, как и с читателями при очном общении, сохранить доверительность и оставаться интересными и узнаваемыми. Такую задачу ставит перед собой любая библиотека. И даже самый маленький коллектив, как в библиотеке, о которой рассказывает автор статьи, может найти формы работы, привлекающие читателей. Все 6 сотрудников, работающие в Библиотеке № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга, определили для себя постоянные рубрики в своей группе ВКонтакте, соответственно собственным интересам и знаниям. В закреплённые дни недели читателям предлагается то поговорить об экранизациях какого-то литературного произведения, то посмотреть «Фильм на выходные», то познакомиться с «Ве-ликолепной пятёркой» - тематической подборкой книг. Библиотекари снимают видеоролики об интересных современных писателях и их творчестве, организуют прямые эфиры, сотрудничают с экскурсоводами и размещают короткие видеосюжеты о Васильевском острове.
Олейник, Е. Литературная онлайн-гостиная «Как вечно пушкинское сло-во» // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С. 32 – 33.
В статье описан опыт проведения онлайн-мероприятий литературной гостиной «Как вечно пушкинское слово» детской библиотеки имени А.С.Пушкина города Ростова-на Дону.
Гетманова, О. Круглостолье по-диспуториуму: Опыт основания нового формата повышения профессиональной квалификации // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С. 34 – 36.
Очень полезная статья специалиста из Воронежской областной детской библиотеки. Речь идёт о профессионализме библиотекаря, знании и умении работать с современной литературой – в данном случае с детской.
О.В.Гетманова рассказывает, как они несколько лет назад создали форму обучения, которую назвали «Диспуториум» ( от слова «диспут»). Это была идея создания неформального круглого стола для сотрудников с целью свободного обсуждения. Результатом стал целый цикл с самой разнообразной тематикой и обсуждаемыми проблемами. В ходе свободного собеседования обсуждаются и рекомендуются новые книги, формируются книги по определённой тематики; даются рекомендации, как работать с литературой «трудных тем» и т.д. Итогом каждого очередного заседания круглого стола обязательно является какой-то конечный продукт. Найденные и разработанные методики применяются затем в массовых мероприятиях: акциях, викторинах, квестах.
Кобелева, Т. Как приблизить книгу к человеку: Опыт библиотеки Сургута // Библиотечное дело. – 2020. - № 14. С. 37 – 39.
Не секрет, что одна из наших задач – сделать всё, чтобы читателю нравилась наша библиотека, чтобы хотелось в неё приходить и приходить почаще. И тут дело не только в фондах, в нужных для него книгах. Библиотека, как любое учреждение культуры, должна быть не только полезна, но и приятна для посещения, проведения свободного времени. «Как сделать шаг навстречу своему читателю? Как войти с ним в конструктивный диалог и наладить такую коммуникацию, которая приносила бы удовлетворение обеим сторонам, читателю и библиотеке?», - об этом рассуждает в своей статье заведующая ЦГБ им.А.С.Пушкина Т.В.Кобелева из города Сургута. На примере своей библиотеки она рассматривает такие вопросы как доступность, открытость и солидарность, подчёркивая, что необходима разработка методик изучения потребностей пользователей библиотеки.
«Библиотечное дело» № 15 – 2020 год
Шимко, С, Рябикова, Т. «Грачи» прилетели: Театральные сезоны в интерьере библиотеки // Библиотечное дело. – 2020. - № 15. С. 23 – 26.
Двадцать лет назад в областной библиотеке города Гомеля (Беларусь) возник театр, получивший название «Грачи». Возникновение театра было связано с подлинной любовью сотрудников библиотеки к литературе и с возможностью ближе пообщаться со своими читателями. Как отметил в своё время Н.В.Гоголь, «театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Символично название театра. Грачи ассоциируются с молодостью, окрылённостью, весенними обновлениями. У народного любительского театра есть свой режиссёр – актёр областного драматического театра города Гомеля. Литературные композиции создаются талантливыми библиотекарями с помощью пишущих горожан. Роли в спектаклях исполняют библиотекари. Литературные спектакли, поставленные театром «Грачи», пробуждают интерес к книге и к чтению. После таких постановок хочется снова перечитать Пушкина, Ахматову, Цветаеву, Шолохова, Булгакова, Шварца и многих других. А для кого-то из зрителей спектакли, поставленные по их творчеству, становятся первым соприкосновением с автором.
Бабич, И. «Лица необщим выраженьем»: Логотипы библиотек как форма их стратегии в цифровой среде // Библиотечное дело. – 2020. - № 15. С. 30 - 33.
Каждой уважающей себя библиотеке хочется иметь свой логотип. Непохожий на других. И узнаваемый. Чтобы стал своим не только для библиотекарей, но и для читателей. Чаще всего логотипы используются библиотеками для своих сайтов. Именно этим вопросом и задалась Ирина Виленовна Бабич – автор данной статьи. В течение февраля – марта 2020 года ею было рассмотрено 1060 страниц библиотек на 928 сайтах. Основательно изучив данный вопрос и проведя соответствующую классификацию, автор рассказывает нам о результатах, приводя примеры. Те логотипы, которые обратили на себя внимание автора, описаны достаточно подробно. Можно выйти на страницы библиотек и воочию их увидеть (электронные адреса в приложении к статье). Остаётся только пожалеть, что в статье даны иллюстрации только 5 рисунков.
Макаров, В. Библиотеки в удалённом режиме: рекомендации ИФЛА // Библиотечное дело. – 2020. - № 15. С. 35 – 39.
Часть 2: возобновление работы и необходимые меры безопасности.
Автор статьи начинает рассказ о рекомендациях с далеко не оптимистичного настроения. «В связи с эпидемией COVID-19 и возникшими из-за неё ограничениями библиотеки получили неожиданный вызов; работа их оказалась нарушена на многие месяцы, а полное её восстановление видится делом достаточно отдалённого будущего (если работа библиотек вообще когда-нибудь сумеет полностью вернуться в до-ковидное русло)». В статье даётся информация, какие меры безопасности приняты библиотеками разных стран. Предлагаются к рассмотрению разные модели работы библиотек в период пандемии. Можем сравнить с условиями работы наших библиотек сегодня и почувствовать сходство или разницу.
Библиотечное дело» № 16 – 2020 год
Черняк, М. «Читать – не читать», или Магия детской литературы // Биб-лиотечное дело. – 2020. - № 16. С. 2 – 9.
Проблемы изучения детского чтения и определения места книги в совре-менном обществе оказываются в эпицентре сложно переплетённых социальных стереотипов и мифов. Сегодня происходит становление новой «модели детского чтения». Вопрос не только в том, что читают современные подростки. Вопрос ещё и в том, как писатели воспринимают новое поколение. И ещё один: когда и что читать? Историк литературы М.Чудакова в своей книге написала: «…Есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично. Первый: нет книг, которые читать – рано. Второй: есть книги, которые читать – поздно. И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочитать». В статье представлены рассуждения современных авторов о детской литературе. Приводятся примеры книг, в которых идёт речь о чтении и о литературных героях.
Тихомирова, И. Литературная классика как ключевой ресурс гуманизации подрастающего поколения // Библиотечное дело. – 2020. - № 16. С. 10 – 14.
Ирина Ивановна Тихомирова продолжает цикл своих статей о детском чте-нии. В этой статье речь идёт о понятии «гуманизация». «Гуманизацией принято считать воспитание в людях человечности, отзывчивости, дружелюбия. На фоне общего упадка культуры в нашей стране мысли о гуманизме всё более завоёвывают сегодня умы думающих россиян. Особую тревогу вызывает подрастающее поколение». В отличие от автора предыдущей статьи (М.Черняк), Ирина Ивановна рассматривает не современную литературу, а литературную классику как основу для воспитания гуманизации детей и подростков.
Кнорринг, В. Почему я вряд ли увлекусь современной детской литературой: Исповедь счастливого консерватора // Библиотечное дело. – 2020. - № 16. С. 15 –21.
Статья-размышление библиотекаря о детской книге. Приводятся примеры детской литературы, ставшей классикой. Проводится сравнение с книгами для детей, издаваемых сегодня. Представлено мнение библиотекаря об изданиях, иллюстрациях, оформлении.
Ершова, О. Лабиринт семейных тайн: Камилла Лэкберг. Убийства у моря // Библиотечное дело. – 2020. - № 16. С. 30 – 32.
Всегда интересно почитать рекомендации о книгах наших коллег-библиотекарей. Эта рекомендация методиста из культурно-просветительского центра Киришского района так призывно написана, что заставила меня обратиться к творчеству рекомендуемого автора, прочесть одну из книг Камиллы Лэкберг и даже написать о ней рецензию в наш блог «12 месяцев для чтения». Первая её книга - роман «Ледяная принцесса» написан и издан совсем недавно – в 2003 году. Но автор, о котором мы говорим, Камилла Лэкберг, за семь лет успела написать и издать уже 11 книг. Популярность её растёт. Тиражи достигают десятки миллионов. Её называют шведской Агатой Кристи, и она признана шестой по популярности в Европе. Так что рекомендую – вместе с автором статьи.
Ложкина, Н. «В Теме» - молодёжный тейбл-ток: Новые форматы общения // Библиотечное дело. – 2020. - № 16. С. 41 – 42.
Сотрудники ЦГБ Сыктывкара стараются ненавязчиво знакомить читателей с новинками художественной литературы. Примером мероприятий нового формата является тейбл-ток «ВТеме». Тейбл-ток в переводе с английского – разговор за столом, свободное обсуждение темы. Тема – предмет какого-либо рассуждения или изложения. На молодёжном жаргоне «быть в теме» – быть в курсе, разбираться в обсуждаемом предмете. Темы для обсуждения берутся с учётом интереса самих участников обсуждения: любовь, дружба, социальные сети и другие. Библиотекари подбирают книги по теме обсуждения, рассказывают о судьбах авторов. По некоторым книгам даже снимаются буктрейлеры. Мероприятия такого рода дают возможность молодёжи не только послушать информацию, но самим поучаствовать в обсуждении, пообщаться.
«Библиотечное дело» № 17 – 2020 год
Кабачек, О. О вампирах и не только: итоги исследования и комментарии к конкурсным работам // Библиотечное дело. – 2020. - № 17. С. 15 – 23.
Кандидат психологических наук Ольга Леонидовна Кабачек делится своими впечатлениями о работе в составе жюри литературном конкурсе начинающих авторов, представивших свои произведения на тему «Вампиры». В статье много примеров из текстов и подробный «разбор полётов». Тем, кому интересна тема или творческие начинания на данной стезе, советую прочитать статью со всеми подробностями анализа.
Малюка, Н. История «Чёрного» романа… Возвышающая готика // Библиотечное дело. – 2020. - № 17. С. 24 – 27.
«Страстное желание человека понять сущность необъяснимого, прикоснуться к тайне, найти ключ к познанию мистики породило один из феноменов мировой литературы – литературную готику», - говорит автор статьи. На полках книжных магазинов можно найти сотни разнообразных книг о мире тёмном, неопознанном, фантастическом. В чём же секрет «чёрной» литературы? Что в ней привлекает читателя? Автор статьи рассказывает о появлении этого жанра, называет первые произведения и даёт условную классификацию. Перечислены наиболее яркие и известные авторы и их произведения жанра литературной готики.
Степанова, А. Литературный пост: Библиотечные «Книжные» группы в социальной сети «ВКонтакте» // Библиотечное дело. – 2020. - № 17. С. 28 – 31.
В статье рассматриваются возможности продвижения книги и чтения в вирту-альной среде с помощью групп российских библиотек «ВКонтакте». Приводятся примеры библиотек, где это наиболее удачно происходит. Даны адреса «книжных групп». Можно посмотреть эти страницы и перенять опыт.
Сиренко, О. «Во глубине сибирских руд»: Региональное краеведение в русле российской истории // Библиотечное дело. – 2020. - № 17. С. 38 – 40.
Краеведение – вещь удивительная! Иногда только потянешь за ниточку – и размотается клубок с такими удивительными открытиями, о которых даже не предполагал, начиная поиск. Вот и краеведы Красноярска решили размотать такой «клубочек», поставив себе задачу найти, что связывает их край с именем А.С.Пушкина. Пушкинисты первым делом бы ответили: «Ничего! Пушкин никогда не был в Сибири и ничего о Красноярске не писал». Однако, оказывается, есть точки соприкосновения. Это и декабристы, с которыми был дружен Александр Сергеевич. И Красноярский театр оперы и балета, носящий имя поэта. Театр, в котором знаменитый Дмитрий Хворостовский пел в не менее знаменитой (опять же пушкинской) опере «Пиковая дама». В Красноярске даже производились на местной фабрике конфеты под названием «Медный всадник». Как пишет автор статьи, «эти «пушкинские» конфеты были одними из самых дорогих, и для их производства использовался спирт, доставлять который в цех поручалось самым надёжным сотрудникам». Есть и ещё точки соприкосновения с именем великого поэта, раскопанные красноярцами. На основании добытых знаний разработана экскурсия «В поисках Пушкина», в 2020 году из очной она превратилась в виртуальную. А какой бы клубочек нам размотать? В ближайшее время, 2022 году, у нас юбилей Игоря-Северянина. Можно составить очень интересную экскурсию. И конфетами бы ещё какими-нибудь «северянинскими» полакомиться! Скажем, «Мороженое из сирени»…
«Библиотечное дело» № 18 – 2020 год
Этот номер журнала посвящён 100-летию Российской государственной библиотеки для слепых.
Вы прочитаете об истории создания библиотеки, этапах её развития. Авторы статей расскажут о библиотечно-информационном обслуживании незрячих пользователей, о «говорящих» книгах, о новых технологиях в работе, об электронной библиотеке нот. Ряд статей посвящён работе с маленькими читателями, развитию их творческих способностей.
Заведующая методическим отделом ЦГБ
В.А.Базлова