Дайджест по материалам журнала «Библиотечное дело» № 11 – 24 за 2019 год.
«Библиотечное дело» № 11 – 2019 год
Панкова. Е.В. Как подготовить «универсального специалиста»: В поисках образовательных стандартов // Библиотечное дело. – 2019. - № 11. - С. 2 – 3.
В своей статье директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий Е.В.Панкова проводит анализ деятельности средних учебных заведений, готовящих библиотекарей. Начиная свой рассказ с истории сокращения сети в 90-х годах, она сообщает нам данные статистики 2018 года: количество колледжей, техникумов и училищ в разных городах России; количество принимаемых абитуриентов на бюджетной и платной основе на дневное и заочное обучение. Поднимает больные вопросы обеспечения учебной литературой и разработки единой учебной программы.
Марченко, И.Н. Чему и как учить библиотекарей? Итоги Форума по про-блемам подготовки библиотечных специалистов // Библиотечное дело. – 2019. - № 11. - С. 9 – 12.
Вопросом «Чему и как учить библиотечных специалистов среднего звена?» задаются преподаватели с момента появления первых специальных учебных заведений – библиотечных курсов, библиотечной семинарии (1918 г.), библиотечных техникумов (1919 г.), библиотечных отделений колледжей культуры. Прошло сто лет. Некоторые проблемы до сих пор остаются актуальными. В конце 2018 года на базе Омского колледжа библиотечно-информационных технологий прошёл Форум, собравших специалистов библиотечного дела, с обсуждением опыта работы и программ обучения будущих библиотекарей. Автор статьи подробно рассказывает об организации Форума и мероприятиях, вошедших в его программу.
Папазян, В.А. Библиотекарь – профессия будущего? От работы-функции к работе в проекте // Библиотечное дело. – 2019. - № 11. - С. 16 – 17.
Статья-рассуждение о профессии библиотекаря – его настоящем и будущим заместителя директора техникума библиотечных и информационных технологий СПб Виктории Александровны Папазян. Представлены результаты опроса студентов и абитуриентов о месте и роли библиотечной профессии в современном мире. Интересно проследить, как меняется представление студентов о профессии с момента поступления в техникум к его окончанию.
Махортова, М. «Литература для детей и юношества»: Профессиональная направленность учебной дисциплины // Библиотечное дело. – 2019. - № 11. - С. 28 – 30.
Статья посвящена библиотечной профессии в целом. Но в первую очередь речь идёт о чтении библиотекаря, специфике его оценки прочитанного. Особые требования предъявляются к сотрудникам детской библиотеки. Автор рассказывает об освоении курса «Литература для детей и юношества», делая основные акценты на психологической и педагогической составляющей работы с данной литературой.
«Библиотечное дело» № 12 – 2019 год
Щепина, О. «Комсомольская летопись эпохи»: Электронный полнотекстовый проект к 100-летию ВЛКСМ // Библиотечное дело. – 2019. - № 12. - С. 15 – 20.
В 2018 году исполнилось 100 лет ВЛКСМ. Нижегородская ГОУНБ им.В.И.Ленина подготовила электронный ресурс «Комсомольская летопись эпохи», включающий в себя и полнотекстовые издания, и списки литературы партийных деятелей и документы, отражающие работу комсомола разных периодов истории. Особенно объёмным получился раздел электронной библиотеки, включающий молодёжные периодические издания. Ряд журналов, представленных в электронном ресурсе, охарактеризованы в статье. «Комсомольский проект» включает в себя 800 полнотекстовых документов – книг, журналов и газет.
Равинский, Д. Профессиональная солидарность: уроки зарубежного опыта // Библиотечное дело. – 2019. - № 12. - С. 33 – 39.
Кто отстаивает интересы библиотек и библиотекарей? Солидарны ли сотрудники библиотек в этой борьбе? Может ли общество оказать содействие библиотекам? На каком месте по значимости для широкой публики стоит профессия библиотекаря? Какова роль профсоюзов в отстаивании интересов библиотекарей и добиваются ли они поставленных целей? На все эти вопросы нам ответит автор статьи, анализируя зарубежный опыт и приводя конкретные примеры из практики.
Макаров, В. Заботы национальных библиотек: Функции, закреплённые в зарубежном законодательстве // Библиотечное дело. – 2019. - № 12. - С. 40 - 43.
Практика библиотечного дела исторически сложилась так, что национальные библиотеки разных стран созданы для осуществления одного круга задач и выполняют примерно одни и те же функции. Однако, помимо анализа повседневной практики, важно увидеть, как эти функции преломляются в законодательстве. Национальное библиотечное законодательство – это перечень акцентов на те компоненты библиотечных обязанностей, которые кажутся законодателям той или иной страны наиболее существенными для функционирования и развития всей библиотечной отрасли страны. Для примера автор статьи предлагает нам ознакомиться с целями и задачами, поставленными перед библиотеками Новой Зеландии, Германии, Японии, Австралии, Латвии и др.
«Библиотечное дело» № 13 – 2019 год
Тихомирова, И. Роль материнского чтения в развитии у ребёнка интереса к изучаемой в школе литературе // Библиотечное дело. – 2019. - № 13. - С. 17 – 20.
«Изучая химию или физику, ученик изучает химию и физику и ничего более. Изучая литературу, он изучает не структуру текстов, а жизнь и человека, изображённых в ней», - говорит автор статьи. К сожалению, построение школьной программы не нацеливает школьников на интерес к чтению книг, а порой абсолютно гасит его. Расщепление на образы, определение авторской позиции и проблематики произведения лишают возможности видеть литературу как художественное произведение, способное «заряжать чувствами», как говорил Лев Толстой. Что же делать в этом случае? В противовес «обучающему чтению» должно существовать материнское чтение, свободное в выборе, проходящее в домашних условиях. Автор статьи рассматривает материнское чтение как процесс, устраняющий негативные последствия формального подхода к преподаванию литературы.
Сыромятникова, С. Краткость – сестра таланта: Межрегиональный кон-курс короткого рассказа // Библиотечное дело. – 2019. - № 13. - С. 24 – 26.
Уже в 6 раз в Самарской ОУНБ прошёл Межрегиональный конкурс короткого рассказа «Сестра таланта – 19» для молодых прозаиков от 7 до 25 лет. На конкурс было представлено 1051 произведение из 400 городов. Помимо российских авторов свои работы прислали представители ещё 7 стран. На торжественном подведении итогов было много важных гостей. Писатели – члены жюри – делились своими впечатлениями о конкурсе, давали советы творческой молодёжи. Традиционно в конце года после проведения конкурса выпускается сборник лучших рассказов финалистов конкурса «Сестра таланта».
Цухт, Н. Интерактивное пространство детской библиотеки: интеллектуальные викторины онлайн // Библиотечное дело. – 2019. - № 13. - С. 35 – 39.
В чём состоит сущность концепции формирования информационной культуры, почему «Цифровое поколение» детей и подростков нуждается в информационной культуре и каковы современные продуктивные формы библиотечной работы? Об этом рассуждает автор статьи Н.А.Цухт, заведующая детской библиотекой г.Каменск-Уральский. В статье исследуется процесс формирования информационной культуры школьников, механизмы её развития, влияние библиотеки на этот процесс. Рассказывается о программе «Информационная культура: от книги к web-технологиям», направленной на применение информационных технологий в библиотечной деятельности. Перечисляется множество форм работы библиотеки, интересной современным де-тям и подросткам.
Гурьева, Г. Через книгу – к согласию народов: Библиотека интернацио-нального типа // Библиотечное дело. – 2019. - № 13. - С. 40 – 44.
Липецк – город, в чём-то сходный с Череповцом в силу своей промышленной составляющей. Он стал новой родиной для многих украинцев, армян, белорусов, азербайджанцев и людей других национальностей, как и наш город. И одна из задач, которые поставила перед собой библиотека – познакомить горожан с самобытной культурой разных народов, их национальными традициями. Одна из библиотек Липецка была переименована в библиотечно – информационный центр (БИЦ) национальных культур. Библиотека разработала проект по сохранению культурных ценностей народов, проживающих в Липецке. Его цель – пропаганда многонациональной литературы, интернациональное воспитание молодёжи. БИЦ проводит Дни национальных культур, художественные и книжные выставки, музыкально-поэтические вечера, круглые столы. Представители национальных диаспор участвуют и в городских мероприятиях, организованных библиотекой.
«Библиотечное дело» № 14 – 2019 год
Глухова, Л., Ялышева, В. «Злая тётка в очках и с гулькой на голове», или О живучести негативных стереотипов в профессиональном сознании // Библиотечное дело. – 2019. - № 14. - С. 2 - 8.
Всероссийский конкурс «Библиотекарь 2018 года» позволил не только выявить лучших в профессии, но и получить представление о том, каковы приоритеты профессионального сознания современных библиотекарей. В конкурсе приняли участие 202 человека. О том, как проходил конкурс, и о самих участниках рассказывают нам авторы статьи. Из предложенных тем эссе большая часть конкурсантов выбрала тему «Я – библиотекарь» (127 человек). На тему « Библиотека как культурно-просветительский центр» написали работы 36 человек, «Библиотека в настоящем и будущем» - 35 человек. Тема «Проблемы и перспективы развития муниципальных библиотек» оказалась практически не востребованной. Материалы, представленные на конкурс, дали возможность узнать, как живут библиотеки в разных уголках России, что является приоритетным в их работе, сохраняются ли традиции, как и куда идёт развитие библиотечного дела.
Сегедина, Ю. Литература и графика: Арт-проект об искусстве книги // Библиотечное дело. – 2019. - № 14. - С. 24 - 26.
Библиотеки всегда дружили с музеями, картинными галереями, организо-вывали в своих стенах художественные выставки и знакомили читателей с творчеством художников. Но, конечно, библиотекарям всегда наиболее близка была тема оформления книг, книжная графика. ЦГБ г.Набережные Челны совместно с картинной галереей работают по арт-проекту «Литература и графика». Проект действует с 2018 года. Его целью является формирование у подрастающего поколения интереса к бумажной книге и развитие навыков иллюстрирования произведений. На занятиях анализируются литературные произведения и созданные к этим произведениям иллюстрации. Ребята – участники проекта – создают собственные работы. Это позволяет не только заниматься художественным творчеством, но и лучше понимать литературные тексты, любить книги и чтение.
Мороз, Л. «Библиотечная поляна» на Грушинском фестивале, или Библиотека на Груше // Библиотечное дело. – 2019. - № 14. - С. 27 - 28.
Для всех, кто хоть что-то знает об авторской песне или является её любителем, давно известно понятие «Грушинский фестиваль». А если точнее, то ежегодный Все-российский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, который проводится в Самарской области на берегу Волги. Здесь собираются тысячи любителей авторской песни, раскидывая целый лагерь. В 2018 году на Грушинскую поляну библиотекари из Тольятти привезли целую библиотечную площадку: презентацию альбома, выставку книг и периодики о поэзии, музыке, интеллектуальные игры. Литературная поляна привлекла внимание сотен гостей. В течение 4 дней дети и взрослые изучали книги и альбомы, связанные с поэзией и музыкой края, слушали рассказы библиотекарей о достопримечательностях области и известных в крае творческих личностях.
Силонов, И. Правовые основания оцифровки библиотечных фондов: Юридический всеобуч // Библиотечное дело. – 2019. - № 14. - С. 29 - 33.
В последнее время в юридической литературе всё чаще поднимается вопрос о настоятельной необходимости оцифровки библиотечных фондов, обсуждаются правовые основания осуществления таких действий. Оцифровка библиотечных фондов призвана обеспечить как сохранность объектов культурного наследия, исторической, научной и иной информации, так и предоставление доступа к произведениям науки, культуры и искусства максимально широкого круга людей. Однако здесь сталкиваются, с одной стороны, общественные интересы – право гражданина на получение информации, а с другой – права и законные интересы авторов и других правообладателей. Автор обращает наше внимание на статьи закона, касающиеся обозначенной проблемы. Исследуется, какие права в соответствии с действующим законодательством, принадлежат издателю, а какие – авторам произведения.
«Библиотечное дело» № 15 – 2019 год
Номер посвящён 75-летию Ленинградской областной библиотеки
и ряду библиотек Ленинградской области.
Топунова, В. Коллекции краеведческого фонда: Дорогами войны и мира // Библиотечное дело. – 2019. - № 15. - С. 11 – 13.
Ленинградская областная библиотека давно зарекомендовала себя как признанный центр библиотечного краеведения региона. Главные направления современной краеведческой деятельности традиционны – это поиск, создание, приобретение и распространения краеведческой информации. С 2007 года библиотека занимается оцифровкой фонда. Отобраны издания для 4 коллекций. Работает виртуальная справочная служба «Спроси у краеведа». В статье рассказывается об оцифрованных коллекциях библиотеки и о созданнных мультимедийных ресурсах.
Абаимова, Е., Куприянова, О. Библиотека на колёсах: В основе взаимодействия – социальное партнёрство // Библиотечное дело. – 2019. - № 15. - С. 14 – 16.
С 2007 года на базе Ленинградской областной библиотеки был создан пере-движной отдел – информационный центр БИЦ «Автобиблиотека». Библиотека при-ступила к реализации проекта по предоставлению услуг через внестационарные формы. Центр располагает двумя автомобилями «Форд» и библиобусом на базе Merctdes-benz с удобными салонами для читателей, оборудованными телевизором, ксероксом, принтером, ноутбуками с выходом в интернет. Автобиблиотеки обслуживают читателей на территории области: привозят новые книги читателям, участвуют в мероприятиях, проводят встречи с писателями, презентации электронных продуктов.
Светельникова, Т. Любимое место встреч: Культурный бренд города // Библиотечное дело. – 2019. - № 15. - С. 37 – 39.
На протяжении многих лет библиотека Алвара Аалто остаётся центром притя-жения, общения, туристической достопримечательностью, культурным брендом и символом города Выборга. Библиотека привлекает и жителей города, и туристов в первую очередь необычным решением, в котором сочетается архитектурный и дизайнерский гений. В статье подробно описана история создания библиотеки Аалто, представлены отзывы читателей библиотеки. Имя библиотеки стало тем культурным ресурсом, который работает на её репутацию и имидж, одним из ведущих направлений её деятельности.
«Библиотечное дело» № 16 – 2019 год
Номер посвящён 120-летию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г.Белинского
Опарина, О. Современная библиотека: в поисках перспективных моделей развития // Библиотечное дело. – 2019. - № 16. - С. 2 – 4.
В своей статье директор СОУНБ им. Белинского Ольга Дмитриевна Опарина не только подводит итог исторического пути библиотеки, но и представляет концептуальные основы её современного развития. С этой целью проведён анализ существующих подходов и стратегических документов крупнейших зарубежных библиотек Норвегии, Японии, Британии, Финляндии, США и российских библиотек РБА. В качестве стратегии развития российских библиотек представлен «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».
Гармс, Е. Книги никогда не спят. Особенно в «Библионочь»: Как явить новый имидж библиотеки // Библиотечное дело. – 2019. - № 16. - С. 16 – 18.
«Библионочь» была придумана столичными книголюбами по аналогии с «Ночью музеев». В эти дни библиотеки расширяют время и формат работы и приглашают горожан в ночные библиотеки, предлагающие своим читателям необычные мероприятия, общение, встречи, арт-площадки, приближающие посетителей к книге и чтению. Белинка (СОУНБ им. Белинского) с 2012 года активно поддерживает эту Всероссийскую акцию. И если первоначально библиотека поддерживала темы общие для всей страны, то с 2017 года ушла в свободное плавание, взяв на себя обязательства разработки контента для всей Свердловской области. Библиотека проводила огромную рекламную работу, подключив СМИ, создавая свои видеоклипы и ролики. Горожане быстро полюбили «Библионочь». Посещаемость в одной только Белинке била все рекорды. За 6 часов в разные годы библиотеку посещали от полутора до трёх тысяч человек. Содержательную часть акции обычно тематически определял Год, который проводился тогда в России. Автор статьи рассказывает, как неоднозначно первоначально воспринимали акцию жители города и что было сделано библиотекой для того, чтобы мероприятия приняли, а книга заняла в них своё достойное место.
Иванов, Е. Премия, которая звучит громко… как удар гонга // Библиотечное дело. – 2019. - № 16. - С. 24 – 25.
В 2019 году в России появилась ещё одна литературная премия. По своей сущности единственная, потому что называется она Всероссийской литературно-критической премией «Неистовый Виссарион», и участниками конкурса могут быть не авторы художественной литературы, а исследователи, литературоведы и критики. В первый же год было подано около 100 заявок. В лонг- лист вошли 68, в короткий список - 12 авторов из разных регионов. Почётная премия «Неистовый Виссарион» в 2019 году была присуждена литературоведу Ирине Роднянской, одному из самых уважаемых исследователей отечественной литературы. Специальными премиями в номинациях «За творческую дерзость» и «Перспектива» были отмечены Елена Макеенко и Мария Галина.
Ивашина, М. #Забегая _вперёд: для чего нужна «пересборка» системы не-прерывного образования персонала в библиотеках // Библиотечное дело. – 2019. - № 16. - С. 35 – 39.
«Важным инструментом реновации библиотек, - говорит автор статьи, - становится система непрерывного образования, т .к. все перемены начинаются, как правило, с изменения профессионального сознания библиотечных специалистов». «Атлас новых профессий», подготовленный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», спрогнозировал «смерть» профессии библиотекаря, и этот прогноз долгое время не даёт затухнуть костру дискуссий о библиотеках и их дальнейшем развитии. Так есть ли перспективы у нашей профессии, и как она должна меняться, чтобы соответствовать будущим требованиям? Мария Вячеславовна Ивашина рассуждает о том, как должна меняться система непрерывного библиотечного образования, и приводит примеры работы Учебного центра СОУНБ им.Белинского.
«Библиотечное дело» № 17 – 2019 год
Еременко. О., Семёнова, И. Мир искусства в библиотеке: В содружестве с музеями // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 5 – 14.
Авторы статьи рассказывают о проектах, реализованных в Межпоселенческой библиотеке Выборгского района. Один их них – проект «Русский музей: виртуальный филиал в Выборге». Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный центр» работает на двух площадках. На каждой выделено две зоны: мультимедийный кинотеатр и информационно-образовательная зона, оборудованная для самостоятельной работы пользователей. С 2014 года Межпоселенческая библиотека г.Выборга стала участником проекта Русского музея «Online-лекции в Мультимедийном центре Русского музея», который включает в себя онлайн-трасляции лекций по теории и истории изобразительного искусства, тематические онлайн-встречи и консультации сотрудников Русского музея, проводятся циклы интерактивных занятий для детей. Библиотека сотрудничает и с другими музеями, создавая интересные проекты и проводя много совместных мероприятий.
Розина, И. Библиотеки и литературный музей: Региональные центры Все-российского музея А.С. Пушкина // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 15 – 16.
С 2014 года Всероссийский музей А.С.Пушкина (СПб) активно взаимодействует с библиотеками. За эти годы в залах библиотек открывались первые региональные представительства музея. Там проводятся выставки, экскурсии, лекции и встречи. Книжные пространства библиотек сочетаются с музейно-выставочной практикой, рассказывают о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о знаковых событиях XVIII – XIX веков. Кроме изобразительных и справочных материалов, в фонды библиотек передаются научно-популярные фильмы, издания музея, мультимедиаресурсы. Музей совместно с библиотекой проводит разнообразные циклы онлайн-лекций: «А.С. Пушкин и русская культура», конкурс буктреллеров «Ай да Пушкин!», мероприятия программы «Дни Лицея», онлайн-конференции. Круг библиотек, сотрудничающих с медиацен-тром Всесоюзного музея А.С. Пушкина, расширяется. Выборг, Тихвин. Сургут, Сланцы разрабатывают совместные проекты и радуют своих читателей новыми интересными формами работы.
Быкова, О. Библиобус Вялькку в России // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 18 – 19.
В конце июня 2019 года библиобус Вялькку, как и 5 лет назад, отправился со своей командой из Финляндии в Выборг. Сотрудники библиобуса провели три незабываемых дня, встречаясь в библиотеке Алвара Аалто, а также с коллегами, собравшимися на Форум руководителей общедоступных библиотек. Что представляет из себя Вялькку (в переводе – «умница»)? Это часть мобильной библиотеки города Эспоо. Библиобус начал работать в 2013 году. Создавался он как медиа-библиобус для организации книжных выставок, встреч с писателями, показа фильмов, кукольного театра и т.д. Работает обычно по утрам, приезжает в школы и детские сады, а также на городские мероприятия.
Степанова, Л., Западова, Т. Ребёнок как субъект цифровой среды: Готовы ли мы принять новую реальность? // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 25 – 28.
Ещё одна статья о детском чтении современных детей и подростков. Или, вер-нее, о том, как приобщить их к чтению, найти ту литературу, которая им может быть интересна. Дети ищут книги для ответа на свои сокровенные вопросы и создают круг «своего чтения». Читают ли дети и подростки бумажные книги? Как выбирают электронные? Отличается ли их процесс чтения от того, как читали книги предыдущие поколения? В чём разница электронной и бумажной книги, и видят ли эту разницу юные читатели? На эти и другие вопросы размышляют и отвечают авторы статьи. В качестве примеров приводятся результаты исследования мотивов детской читательской аудитории Ленинградской области.
Крайнюк, И., Тебенёва, И. «Общение – вот лучшее учение»: библиотечный онлайн-проект «Я – Севастополь. Давайте знакомиться!» // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 32 – 34.
Интернет и новые информационные технологии дают возможности расширять рамки библиотечных проектов, в которых могут участвовать разные организации и библиотеки разных городов. Вот именно о таком проекте рассказывают авторы статьи. Совместный проект библиотеки им. А.Гайдара и Севастопольской детской морской флотилии им. Н.Г.Кузнецова объединил юнг, судомехаников, судомоделистов, связистов. Для детей в возрасте от 8 до 14 лет в библиотеке проводятся обзоры, презентации, медиа-уроки, на которых они знакомятся с историей Севастополя и других городов России, с историей русского флота, биографиями знаменитых флотоводцев и путешественников. Проект «Я – Севастополь! Давайте знакомиться!» поставил перед собой цель посредством онлайн-встреч познакомить своих читателей с мальчишками и девчонками из других городов. С 2014 года библиотека провела такие онлайн-знакомства с Рязанью, Волгоградом, Санкт-Петербургом, Ярославлем, Кронштадтом, Курганом, Архангельском. В ходе встреч подростки обсуждают разные вопросы истории, вспоминают о Великой Отечественной войне и её героях, рассказывают о важных событиях своих городов.
Тетерин, А. Новый «Фаренгейт»: Как уничтожают книги // Библиотечное дело. – 2019. - № 17. - С. 42 – 44.
Воистину больную тему поднимает автор статьи Александр Александрович Тетерин, член Национального союза библиофилов г.Тосно Ленинградской области – уничтожение книг, закрытие библиотек, списание из библиотечных фондов уникальных изданий. Приводятся реальные примеры событий, происходящих сегодня в Санкт-Петербурге, одно из которых – уничтожение библиотеки Дома кино. Автор подробно рассказывает об истории создания этой библиотеки и её фондах, о том, как библиотеку под видом ремонта помещения просто выселили и не нашли возможности вернуть обратно. К сожалению, таких примеров можно привести много в разных городах России.
«Библиотечное дело» № 18 – 2019 год
Басов, С., Абрамова, М. О нормативно-правовом регулировании обеспе-ченности населения общедоступными библиотеками: Обзор ситуации 2015 – 2019 гг. // Библиотечное дело. – 2019. - № 18. - С. 2 – 5.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 22 декабря 2017 года № 2905-р признало утратившими силу все документы с нормами и нормативами в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры. «Не пора ли, - говорят авторы статьи, - самому библиотечному сообществу принять документы общественно-профессионального статуса, утвердив его решением Российской библиотечной ассоциации?» В целях профессиональной поддержки общедоступным библиотекам, региональным органам власти и местного самоуправления специалисты научно-методического отдела РНБ – с учётом мнений ЦБ субъектов РФ, с опорой на действующие региональные нормативы – подготовили «Методические рекомендации к базовым нормативам обеспеченности населения об-щедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации" (см. следующую статью).
«Методические рекомендации к базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации" Проект // Библиотечное дело. – 2019. - № 18. - С. 6 – 13.
Елисеева, А. Электронное хранилище для периодики Свердловской области // Библиотечное дело. – 2019. - № 18. - С. 14 – 15.
В 2019 году исполнилось 10 лет проекту «Периодика Свердловской области», придуманному и воплощённому в жизнь Отделом периодики СОУНБ им. В.Г.Белинского. Проект направлен на пополнение фонда библиотеки электронными полнотекстовыми версиями периодических изданий, в основном – газет, издающихся в Свердловской области. В основе проекта – добровольное безвозмездное и взаимовыгодное сотрудничество библиотеки и издательств Свердловской области. Автор статьи рассказывает о проблемах, текущей работе и достигнутых результатах.
Начапкина, О. Немецкий язык объединяет?.. : Проект по продвижению чтения на иностранных языках // Библиотечное дело. – 2019. - № 18. - С. 16 – 18.
В России существует целая сеть немецких читальных залов, созданных Гёте-институтом. Есть такой зал и в нашей Верещагинке. Но в Екатеринбурге он появился довольно давно, ещё в 1993 году. Наработан большой опыт. Об истории создания немецкого зала, о самых интересных мероприятиях и акциях, которые он проводил и проводит рассказывает заведующая литературой на иностранных языках СОУНБ Ольга Анатольевна Начапкина.
Шароварова, М. «Я все вопросы освещу сполна»: Справочно-библиографический отдел в научной библиотеке // Библиотечное дело. – 2019. - № 18. - С. 32 – 33.
Нужен ли сегодня в библиотеке справочно-библиографический отдел? Как часто читатели обращаются за помощью к квалифицированным библиографам? Может быть, при возможностях интернета любой желающий может «погуглить» и найти нужную информацию? О проблемах библиографического отдела рассуждает в своей статье заведующая справочно-библиографического отдела СОУНБ им. Белинского Марианна Владимировна Шароварова. В статье рассмотрела разнообразные аспекты работы отдела, в том числе виртуальная справочная служба и школа обучения как читателей, так и коллег-библиотекарей.
«Библиотечное дело» № 19 – 2019 год
Тихомирова, И. Как создать классную книжную полку: Выбираем лидера чтения в школе // Библиотечное дело. – 2019. - № 19. - С. 2 – 5.
Термин «Лидер чтения» довольно часто используется в библиотечной лек-сике. Однако определения этого понятия нигде до сих пор не дано. Кто такой лидер чтения? Человек, который много читает? Или тот, кто умеет рассказать о прочитанном так, что привлечёт к чтению других? Или тот, кто может анализировать прочитанное, сочинять своё? Обо всём этом, как всегда основательно, рассуждает хорошо известный нам автор статьи Ирина Ивановна Тихомирова.
Сальникова, О. «В мире книги…» Особенности читательского интереса студентов // Библиотечное дело. – 2019. - № 19. - С. 2 – 5.
Статья специалиста по учебно-методической работе Череповецкого государст-венного университета Ольги Сергеевны Сальниковой. Она рассказывает об анкетировании студентов нашего вуза об интересе к книге и чтению. В статье много рассуждений о пользе чтения, но анализировать-то практически и нечего: респондентов у автора было всего 15 человек. Поэтому вывод можно сделать только один: анкетирования и исследования так не проводятся! Возьмите себе на заметку!
Маркова, Е. Встретимся в библиотеке: Из опыта работы с людьми пре-клонного возраста // Библиотечное дело. – 2019. - № 19. - С. 23 – 26.
Одной из многочисленных категорий читателей Центральной городской библиотеки Сыктывкара являются пенсионеры. А им в первую очередь нужна не только и не столько информация, сколько простое человеческое участие, общение. Такой опыт общения с пожилыми людьми накоплен во многих российских библиотеках. Автор данной статьи рассказывает о клубе выходного дня «Встретимся в библиотеке». Так как такого рода работа ведётся и в наших библиотеках, советую прочитать статью и сравнить с тем, какие мероприятия мы проводим. Возможно, вам понравятся какие-то идеи коллег и захочется что-то подобное провести и в Череповце.
Панкова, И., Амосова, В. Библиотечная педагогика в работе с людьми с ОВЗ: Формируем социальный опыт // Библиотечное дело. – 2019. - № 19. - С. 27 – 29.
Библиотеки как учреждения социального и культурного назначения способны оказывать поддержку в получение информации и организации досуга людям с инвалидностью, нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Более 10 лет библиотека-филиал № 7 МБУК «ЦДБ города Мурманска» работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья по программе «Милосердие». Организован социально-благотворительный клуб для детей и родителей «Надежда», который проводит мероприятия разнообразной тематики. Проводятся циклы мероприятий для коррекционных групп «Мир вокруг нас». Библиотекари работают и с молодыми инвалидами. О формах работы вы прочитаете в статье.
«Библиотечное дело» № 20 – 2019 год
Губанова, А. Время «моральных паник» прошло: Пора браться за вдумчивое освоение интернета // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 2 – 4.
Проблемы интернет-зависимости и виртуального общения детей довольно широко исследованы и изучены. Наступает период вдумчивого изучения и освоения интернета. Автор статьи рассказывает об опыте работы по «безопасному интернету». О том, какая онлайн-практика существует в библиотеках, работающих для детей и подростков.
Оберт, Л. Онлайн-технологии на сайте библиотеки как инструмент про-движения книги среди подрастающего поколения // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 5 – 7.
В Самарской муниципальной информационно-библиотечной системе для про-движения книги среди подрастающего поколения на сайте используются современные онлайн-технологии. Автор рассказывает в статье об онлайн-сервисах для опросов и тестов; об онлайн-играх, виртуальных выставках, кроссвордах и компьютерных играх. По ссылкам, напечатанным в статье, вы можете выйти на сайт самарской библиотеки и посмотреть материалы, которые описывает автор.
Эсмантов, Д. Наш интернет: Новые возможности Сети // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 8 – 11.
Ещё одна статья о «виртуальных продуктах», но уже другой библиотеки. О том, что предлагает своим читателям Ульяновская областная библиотека для детей и юношества рассказывает заведующий сектором непрерывного образования отдела по координации деятельности библиотек области Дмитрий Сергеевич Эсмантов. Рассказ подробный, с примерами и адресами. Мероприятия серьёзные: межрегиональные творческие конкурсы с разными номинациями; всероссийский фестиваль для молодёжи с ограниченными возможностями; виртуальная игротека; проекты и видеоконтенты. Есть информация о сайте библиотеки. Интересно работает «Школа формирования психологических компетенций», созданная для продвижения чтения и активной работы с читателями. Занятия школы можно посмотреть, адрес видеохостинга в YouTube представлен.
Черкашина, А. Книжная регата к рифам запутанных мыслей: Сочиняем истории, собираем пазлы // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 12 – 13.
2018 год на Белгородчине был объявлен Годом детского чтения. Инициатором его проведения стала Белгородская государственная детская библиотека А.А.Лиханова. Автор статьи рассказывает о проектах, реализованных библиотекой за этот год: медиапроекте «Книжная регата», литературном конкурсе «Библиочемпионат», медиа-игре «Тайна литературного QR-кода», творческом проекте «Яковлевский алфавит».
Крук. Н. Безопасность детей в интернете: Опыт работы // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 14.
Педагог-библиотекарь из гимназии г. Новосибирска рассказывает, как у них проходят уроки по формированию информационной культуры школьника. Особое внимание уделяется безопасности поведения в виртуальном мире. Уходя с урока, школьники уносят с собой памятки «Безопасный интернет». Занятия проходят регу-лярно.
Косинцева, Н. Долгий путь к победе: Турнир юных правоведов // Библиотечное дело. – 2019. - № 20. С. 35 – 36.
Статья рассказывает об итогах Всероссийского просветительского проекта «Правовые волонтёры», где принимала участие Команда Колыванской центральной библиотеки из Сибирского федерального округа. Автор статьи рассказывает, как ребята готовились к конкурсу, как обучались по правопросветительской программе «Право учиться», изучали «Консультант плюс», Конституцию РФ, различные Кодексы РФ и правовую литературу. Победителем конкурса стала команда «Правовой диалог». В статье рассказывается, какие испытания им пришлось пройти на пути к победе.
Роговенко, И. 5 кейсов прямиком из библиотек Штутгарта // Библиотеч-ное дело. – 2019. - № 20. С. 43 – 44.
Сам по себе заголовок этой статьи говорит о том, что речь пойдёт о библиотеках Германии, конкретно Штутгарта. Мы о них много знаем и читали, но в этой статье интересен сам подход представления материала. Хоть автор статьи – заведующий одной из библиотек Москвы, но написана она явно «не библиотечным пером». Илья Роговенко до недавнего времени жил в Санк-Петербурге, осуществлял разные креативные проекты и сегодня развивает современную культуру через свои творческие идеи в цифровом издательстве «Креативная культура». Естественно, автор пишет не о каталогах и комплектовании, а совсем о другом. О том, чем привлекательны библиотеки Штутгарта, да и не только библиотеки, и какие приятные моменты ему запомнились.
«Библиотечное дело» № 21 – 2019 год
Ивашкин, С. Архивные исторические источники в библиотеке в цифровую эпоху: События 1939-1945 гг. с точки зрения немецких вооружённых сил // Библиотечное дело. – 2019. - № 21. С. 11 – 14.
Немецкая культура письма, стремление к чёткому документированию, к беспрекословному подчинению письменным приказам с целями и алгоритмом действий оставили свой след в военной истории и в Центральном архиве Министерства обороны. В статье представлены результаты исследования оцифрованных германских документов периода 1939 – 1945 гг. из Российского архива.
Кузнецова,Е. «Он победил и время и пространство»: Пушкинские раритеты мурманской «научки» // Библиотечное дело. – 2019. - № 21. С. 15 – 19.
В фонде редких книг Мурманской ОУНБ можно увидеть прижизненные жур-нальные публикации произведений А.С.Пушкина, собрания сочинений, изданные во второй половине XIX – начале XX вв., труды известных литературоведов того времени, посвящённые жизни и творчеству поэта, напечатанные в сборниках и периодических изданиях, факсимильные воспроизведения пушкинских творений. В своей статье автор рассказывает о сокровищах «пушкинского фонда» и о том, как с ним работает библиотека.
Глазков, М. Н.К.Крупская как руководитель советского библиотечного дела: К 150-летию со дня рождения // Библиотечное дело. – 2019. - № 21. С. 20-25.
Всем советую почитать очень любопытную статью. И не только для того, чтобы узнать неизвестные ранее страницы биографии Н.К.Крупской, но чтобы окончательно развенчать этот образ. Образ, мифологически созданный и неимоверно приукрашенный. Нам, рождённым в Советском Союзе, Надежду Константиновну Крупскую всегда преподносили не только как верную спутницу вождя, но и как образованнейшую, умнейшую женщину, возложившую на свои плечи проблемы просвещения народных масс, сохранения и преумножения библиотечной системы СССР. Даже Библиотечный институт (позднее Институт культуры) в Ленинграде долгое время носил имя Н.К.Крупской. Увы! Не хотелось бы в это верить, но приведённые автором статьи факты говорят об обратном. О том, как много вреда нанесла сама Крупская и комиссии, ею возглавляемые, библиотекам. Как безжалостно уничтожался фонд старинных и ценных книг, какие чистки фондов возглавляла товарищ Крупская, окончившая без особых успехов лишь женскую гимназию, но не отказавшаяся от присвоения ей (без защиты) в 1936 году учёной степени доктора педагогических наук. Всю статью пересказать невозможно. Но «подвиги» соратницы Ленина впечатляют. Что ж, примем к све-дению и эту правду.
Белоусов, В. Международный абонемент РНБ: Окно в миры зарубежных библиотек // Библиотечное дело. – 2019. - № 21. С.26 - 36.
То, о чём нам рассказывает в своей статье автор – почти фантастика. А для нас – даже не завтрашний день, а далёкое будущее. Но почитать об этом интересно. Речь идёт о Международном абонементе и работе с ним Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Границы международного библиотечного сотрудничества расширяются с каждым годом. За восемь лет Международный абонемент послал запросы читателей РНБ в 700 зарубежных библиотек и получил практически всё запрошенное.
Михайлов, И. Литературная география… Это интересно! Букдайджест для библиотекаря // Библиотечное дело. – 2019. - № 21. С. 37 – 39.
География познаёт мир. Лучший способ познать незнакомое географическое пространство - отправиться в путешествие. Или взять в библиотеке книгу и путешествовать вместе с автором. Можно ли из книги получить новые географические сведения, если книга отнюдь не географического характера? Оказывается, можно. Свою методику работы с такой литературой предлагает нам автор статьи. Идея интересная, но не новая. Идеей путешествий по литературным местам давно пользуются экскурсоводы в больших городах. В Москве вам предложат пройтись по местам героев «Мастера и Маргариты» Булгакова, в Санкт-Петербурге проведут по местам романа «Преступление и наказание». А мы можем провести заочные путешествия, предлагая читателям самую разную российскую и зарубежную литературу. Это может быть очень интересно и познавательно. А формы тоже можно взять разные – от презентаций до викторин и квестов.
«Библиотечное дело» № 22 – 2019 год
Вишнякова, Ю. Серия биографий «Жизнь замечательных людей»: Путеводитель по выставке Музея книги Российской государственной библиотеки // Библиотечное дело. – 2019. - № 22. С. 5 – 9.
«Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) – серия биографических и художественно-биографических книг, выпускавшаяся с 1890-1917 гг. издательством Флорентия Фёдоровича Павленкова, в 1930-е гг. возобновлённая по инициативе Максима Горького и выпускавшаяся «Журнально-газетным объединением» (1933 – 1938) и издательством «Молодая гвардия» (с 1938 г. по настоящее время). Ни одна серия книг, наверное, не издавалась так долго и не имеет такую историю, как ЖЗЛ. Первой книгой серии была биография основателя ордена иезуитов Игнасио Лойолы, вышедшая в Санкт-Петербурге в 1890 году. Её автором был журналист Александр Алексеевич Быков. О дальнейшей истории издания книг этой серии расскажет вам автор статьи, сотрудник Российской государственной библиотеки Юлия Игоревна Вишнякова. Она представит вам наиболее интересные шедевры серии, находящиеся в фондах РГБ.
Малошик, М. Из века в век – с «БиблиоВЕК»: Воссоздаём исторический облик города // Библиотечное дело. – 2019. - № 22. С. 10 – 11.
Очень интересный проект представил в своей статье социолог из г.Улан-Удэ Максим Владимирович Малошин. Сразу скажу: проект грантовый и осуществлён при поддержке Комитета по культуре Администрации города, но суть его и воплощение просто замечательное – «Виртуальный музей книги города Улан-Удэ «БиблиоВЕК». Музей привязан к 3D-панораме Центральной городской библиотеки и разделён на залы, в каждом из которых размещается литература по определённым рубрикам и ссылки на электронные ресурсы библиотеки. Фонды музея пополняются и с помощью читателей библиотеки, предоставляющие для сканирования редкие и ценные документы из домашних библиотек и архивов.
Толмачёва, М. Читаем вслух: На сцене – «ГромкоГоворитель» // Библио-течное дело. – 2019. - № 22. С. 12 – 15.
Говорят, в наше время стали мало читать. Особенно печатные книги. Особенно молодёжь. Но, может быть, в таком случае будут слушать? Старшее поколение уже давно открыло для себя аудиокниги. А что предложить молодёжи? Библиотека города Волгодонска разработала проект, который служит не только просветительским целям и приобщает к чтению, но и преследует другие цели. Считается, что процесс громкого чтения – одно из эффективных и простых упражнений для развития речи. Чтение вслух, особенно чтение на публику, способствует улучшению дикции, правильности речи, эмоциональной окраске и развитию грамотности человека. Библиотека разработала программу популяризации чтения посредством театрализации, включающую в себя не только громкие читки, но и занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Занятия так увлекли ребят, что они создали молодёжный клуб «ГромкоГоворитель». О его работе прочтёте в статье.
Стародубцева, Л., Исаенкова, А. Играем в деловые игры: Проигравших не будет // Библиотечное дело. – 2019. - № 22. С. 32 - 33.
Авторы статьи рассказывают о формах подготовки библиотекаря, работающего с молодёжью. На вооружение ими взята очень непростая тема – работа с «неудобными книгами». За основу разработки игры была взята статья Марии Порядиной «(Не)цензурные размышления», опубликованная в журнале «Библиотека в школе» в 2016 году (№5 – 6). Статья посвящена современной подростковой литературе и разному читательскому отношению к ней. http://db74.ru/collegam/mariya-poryadina-ne-tsenzurnye-razmyshleniya-/ В ходе деловой игры, организованной как командное соревнование между коллегами, разбирались конфликтные ситуации с родителями и родственниками подростков, связанные с чтением именно этой неоднозначной литературы. Конфликтные ситуации не были придуманы. Все они имели место в жизни. Библиотекарям требовалось грамотно их разрешить. Проблема подтолкнула ещё и к обсуждению самой детской литературы, выявив плюсы и минусы представленных изданий и им подобных. Естественно, для того, чтобы в таких диспутах участвовать, требовалось чтение и знание детской литературы в целом.
«Библиотечное дело» № 23 – 2019 год
Хочу представить сразу три статьи номера, написанные о книжных выставках в библиотеках. Статьи разные, каждая по-своему интересная, с иллюстрациями. Есть идеи, которые можно взять на заметку. Пересказывать не буду. Надо эти статьи просто прочитать:
Соколова,Н. Книжная выставка: связь времён и перекличка имён // Биб-лиотечное дело. – 2019. - № 23. С. 2 – 5.
Нибесникова, Е. Книжные инсталляции: восемь идей от Шаховки // Биб-лиотечное дело. – 2019. - № 23. С. 6 – 8.
Арасланова, Л. Сохранить тепло в сердце: Выставочная деятельность в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им.А.Г.Грина // Библиотечное дело. – 2019. - № 23. С. 9.
Боровков, В. Увидеть манекен и замереть: Снимаем видео-флешмоб в библиотеке // Библиотечное дело. – 2019. - № 23. С. 10 – 11.
Чем мы только не удивляли и не привлекали своих читателей! И библионочью, и фотосессиями, и флешмобами, и балами, и видеороликами. Новую форму придумала ЦГБ г. Новосибирска. Ролик был преподнесён читателям как оригинальное поздравление к Новому году. О пошаговом воплощении проекта рассказывает в своей статье методист библиотеки Владислав Юрьевич Боровков.
Гатрахманова, О. Читаем вслух: На сцене – «ГромкоГоворитель» // Биб-лиотечное дело. – 2019. - № 23. С. 12 – 13.
В работе Центральной городской библиотеки им. П.Комарова г. Хабаровска всё большую популярность набирают формы, ориентированные на проведение в вечернее время. Гостиная «Журфикс» принимает своих гостей каждую пятницу, по вечерам. Почему такое название? Журфикс – это в переводе с французского «посещение без приглашения». Читатели знают, что в любую погоду, при любых обстоятельствах по пятницам их ждут в библиотеке, где они могут увидеть и услышать что-то новое и интересное. В настоящее время, конечно, пандемия путает все наши планы, но в будущем, я думаю, и нам стоит задуматься о такой идее и закрепить, хотя бы в Верещагинке, постоянный «Библиотечный день»
Лунина, В. «Все работы хороши»: Библиотека помогает выбрать профес-сию // Библиотечное дело. – 2019. - № 23. С.15 - 18.
В статье представлены результаты исследования «Ориентация ребёнка в мире профессий: участие и возможности библиотек» среди читателей-детей. Исследование методом анкетирования проводила Краснодарская краевая детская библиотека, приняли участие 1047 респондентов, возраст от 11 до 14 лет. Библиотекарям, работающим с подростками, советую взять на заметку и прочитать статью.
Даранова, О. Молодая литература: палимпсест или квест? // Библиотеч-ное дело. – 2019. - № 23. С. 31 – 37.
Когда речь идёт о современной литературе, стоит этим поинтересоваться и по-читать. Особенно если речь идёт о новых, «молодых» именах в литературе. О чём они пишут и собираются писать в будущем? На что нацелены их творческие замыслы и сюжеты? Да и, собственно, кто они такие, где живут, где печатаются? Обо всём этом уже много лет подряд идёт разговор на международном форуме молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. В Ульяновске в 2019 году прошёл XIX форум. О нём нам и рассказывает автор статьи. Участниками форума были авторы в возрасте до 35 лет с опубликованными или неопубликованными произведениями любых жанров, написанными на русском языке или переведёнными на русский. Из 400 заявок было отобрано 157. Статья подробная. Интересно почитать, что обсуждали молодые авторы и их наставники, и что нам ожидать от литературы будущего.
«Библиотечное дело» № 24 – 2019 год
Этот номер журнала необычен. В нём нет статей о теоретических и практиче-ских сторонах библиотечной работы. Он целиком посвящён творчеству читателей и представляет нам поэзию и прозу малых форм таких авторов: Мария Гинзбург, Ольга Горышина, Ольга Маркелова, Ина Голдин, Татьяна Мудрая, Юстина Южная, Марина Яковлева, Дарья Рубцова, Денис Драгунский, Лита Семицветова.
Номер предновогодний, поэтому многие произведения посвящены Новому году и Рождеству. Читайте и отдыхайте от работы!
Заведующая методическим отделом ЦГБ В.А.Базлова