«Библиотечное дело» № 5 – 2019 год
Михнова, И.Б. Год добровольца (волонтёра) завершился. Что дальше? // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 2 – 4.
2018 год был объявлен в России Годом добровольца (волонтёра). Каковы же его итоги? Стало ли волонтёрское движение активнее, чем было? Что оно дало библиотекам? И, наконец, в чём его сущность, и какова мотивация участников движения? Обо всём этом рассуждает в своей статье Ирина Борисовна Михнова, директор РГБМ и председатель секции по библиотечному обслуживанию молодёжи РБА. «Времена «Тимура и его команды» и последовавшего за ними тимуровского движения прошли, – говорит автор. – Согласно статистике ВЦИОМ, 48% опрошенных занимаются волонтёрством с целью досуга и получения нового опыта, 47% – с целью профессионального развития и развития карьеры. Для 26% мотивацией выступает возможность решить общие проблемы, для 26% – потребность в общении и солидаризация. И лишь для 17% – желание реализовать свои убеждения и ценности». Ирина Борисовна анализирует основы волонтёрского движения и объясняет, почему оно хорошо приживается в библиотеках, а также определяет виды волонтёрской деятельности и направленность проектной деятельности добровольцев.
Косачкова, К.С. Движение навстречу: Краткий обзор основных подходов к теме волонтёрства. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 8 – 10.
В течение ряда лет РГБМ ведёт активную работу по развитию добровольческого направления в библиотечной сфере, уделяя внимание различным его аспектам. Одним из первых опытов организованного волонтёрства в РГБМ стала реализация в 2011 году Международной акции «Живая библиотека». Проект предполагал встречи с «живыми книгами» – людьми, готовыми поделиться своим уникальным жизненным опытом. Потом последовала «Фабрика идей», «Дневник фестиваля», «Библионочь». В течение ряда лет РГБМ плотно сотрудничает с множеством крупных и знаковых организаций, среди которых Ассоциация волонтёрских центров. Волонтёры курируют литературные квесты, проводят викторины и эстафеты, участвуют в круглых столах, семинарах и вебинарах.
Самохина, М.М. Молодёжное культурное волонтёрство в библиотеках России: Точка зрения социолога. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 11 – 13.
В 2018 году РГБМ провела исследование «Молодёжное культурное волонтёрство в библиотеках России». Исследование показало, что молодёжное волонтёрство присутствует в большей или меньшей степени во всех библиотеках России. Поскольку наличие библиотечного актива традиционно для наших библиотек, волонтёрские проекты хорошо вписываются в формы работы. Самым популярным форматом являются клубы, где собираются люди, связанные общими интересами. Чаще всего темы для добровольческой деятельности подсказывает библиотека. Волонтёры библиотек активно сотрудничают с волонтёрами других, в том числе, общественных организаций. Но существует опасение, как говорит автор, что со стороны властей может возникнуть желание переложить на плечи волонтёров часть работы, чтобы сократить число оплачиваемых профессионалов.
Косачкова, К.С. Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке: По итогам Всероссийского конкурса. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 15 – 16.
В Год добровольца (волонтёра) РГБМ инициировала масштабный общероссийский конкурс, направленный на выявление интересных и эффективных идей и практик библиотечного волонтёрства. Автор статьи, сотрудник БГБМ К.С.Косачкова, рассказывает о самом конкурсе, о его номинациях и проектах, признанном лучшими. Всего на конкурс поступило 358 заявок из 63 регионов России. Победителями стали волонтёры библиотек г. Саратова и г.Самары. В номинацией «Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке» отмечено трое лауреатов. Приятно отметить, что 2-е место заняла наша землячка из Вологды Мария Новых (дочь хорошо известного нам руководителя Библиотечно-информационного центра им.Тендрякова ВОУНБ Татьяны Новых) с проектом «Эссе «Я – библиотекарь будущего». Статью М.Новых смотрите в этом же номере журнала на стр. 35.
Ревзина, К.В. Мотивация для добровольцев: Готовим «агентов влияния». // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 17 – 20.
Самарская областная юношеская библиотека стала победителем Всероссийского конкурса волонтёров. О работе своих добровольцев рассказывает в подробной статье зам. директора библиотеки К.В.Ревзина. Начиная с истоков создания добровольческой организации на базе библиотеки с 2014 года – и до проектов, с которыми молодые люди завоевали победу в конкурсе. Добровольческий центр СОЮБ за эти годы выполнил много поставленных перед собой задач, провёл интересные и значимые мероприятия в библиотеке. Автор статьи подробно анализирует деятельность СОЮБ, мотивацию входящих в его состав молодых людей и значимость его существования и работы для библиотеки.
Костина, М.С. Спеши делать добро: Волонтёрство как эффективный инструмент развития личности. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 21 – 25.
Автор данной статьи, руководитель центра поддержки культурных инициатив Новосибирской областной юношеской библиотеки М.С.Костина, рассматривает вопрос волонтёрства с точки зрения участников этого движения. Что даёт эта работа самой молодёжи? Чем она может быть юноше или девушке интересна? «Волонтёрство в библиотеках, – пишет автор, – даёт молодёжи успешный старт – как в карьере, так и в становлении человека как личности. Библиотека следит за судьбой своих активных волонтёров, за тем, как школьники и студенты превращаются в признанных профессионалов, уверенных и успешных».
Квочкина, О.И. В фокусе особые читатели: Территория добра в городской среде. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 26 – 28.
Добровольные помощники в Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих Санкт-Петербурга были всегда. Накоплен большой опыт работы. Среди волонтёров есть люди зрячие и незрячие. Те и другие принимают участие в проектах и мероприятиях библиотеки. В библиотеке есть школа добровольцев по изготовлению тактильных книг «Волшебные страницы». Проводятся «Музыкальные вечера на Стрельнинской», библиотеке помогают волонтёры – учащиеся школ и вузов. Есть клуб «КиноНеРавенство», где обсуждаются фильмы и вопросы кинематографии. Традиционно библиотека и её сотрудники являются волонтёрами в проектах других организаций, помогают наладить систему волонтёрского сопровождения для незрячих.
Кулешова, А.С. С клубом «ЛиСа» – жизнь веселее: Молодёжные инициативы. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 29 – 31.
Объединение «ЛиСа» создано по инициативе двух молодых людей на базе Дороховской сельской библиотеки ЦБС Рузского городского округа (Московская область). В рамках Всероссийского конкурса «Лучший молодёжный проект в библиотеке» проект занял III место в номинации «Лучший реализованный проект в библиотеке».
Поводом для разработки проекта и в дальнейшем организации клуба стала проблема досуга в посёлке. «Притом, – пишет автор, – что свободного времени у молодых людей хватает, многие из них не знают, чем себя занять, и, как правило, просто сидят дома, играют в компьютерные игры или придумывают себе другие развлечения, не приносящие никакой пользы. «У нас в посёлке так скучно, вообще нечем занятся», – часто слышим мы от своих друзей и знакомых». В 2016 году был организован молодёжный клуб «ЛиСа», в который вошли не только жители поселения Долохово, но и Одинцова, Можайска, Рузы. В клубе изучают иностранные языки, проводят экологические акции «Покормите птиц зимой», «Добрые крылышки», «Посади своё дерево»; по выходным работает «Игротека в библиотеке»; проводятся обсуждения прочитанных книг; организуются экскурсии по интересным местам, благотворительная помощь приютам бездомных животных и многое другое.
Новых, М.А. Свободная площадка для чтения и общения: Дружная команда единомышленников. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 35 – 37.
В 2017 году на базе Библиотечно-информационного юношеского центра им.В.Ф. Тендрякова Областной универсальной научной библиотеки г.Вологды был создан Молодёжный читательский совет (МЧС). Опыт работы совета лёг в основу проекта автора статьи «Эссе «Я – библиотекарь будущего», который стал лауреатом II степени в номинации «Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке» Всероссийского конкурса «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке». М.А.Новых рассказывает в своей статье, какие формы работы использует МЧС, в каких акциях участвует, какие интерактивные формы предлагает для работы.
Юрманова, С.В. Библиотечный рафтинг: Плавающая акция «Ай-читай». // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 38 – 39.
«Хотя в библиотеку сегодня можно зайти, просто кликнув мышкой, остаются ещё такие территории, куда книгу доставляет человек, используя порой неожиданные логические решения. И на какие только уловки не идут библиотекари, чтобы книга нашла своего читателя!», – пишет автор статьи, сотрудник РГБМ, С.В.Юрманова.
Внестационарные формы библиотечного обслуживания порой принимают самые причудливые формы. И всё для чего? Чтобы донести (или довезти) книгу до читателя. В 19 веке в Англии использовались конные повозки. В Мюнхене в 1920-е годы ходил трамвай-передвижка. Возили книги и на мотоциклах, и в разных «библиомобилях», включая современный КИБО. Но чтобы на лодках! А вот в городе Сатка, небольшом административном центре на Южном Урале, опробовали и этот способ. Туристам и рыбакам библиотекари подарили более сотни книг, которые когда-то принесли читатели в библиотеку. Акция имела продолжение и вылилась в волонтёрский проект «Ай-Читай!» (Ай – название реки, где располагаются посёлки и деревни, с которыми работает библиотека).
Харитонова, А.Е. Молодёжный читательский совет: культурное волонтёрство в РГБМ. // Библиотечное дело. – 2019. – № 5. – С. 40 – 43.
С 2017 года при Российской государственной библиотеке для молодёжи работает Молодёжный читательский совет. Объединяет он инициативных читателей с 15 до 35 лет. Уже с первых встреч были сформированы основные задачи совета. Это:
– работа в качестве жюри на завершающем этапе ежегодной «Премии читателя»;
– сотрудничество членов Совета с электронной газетой РГБМ «Территория L»;
– помощь в организации мероприятий, фестивалей, конкурсов, проводимых библиотекой;
– участие в комплектовании фонда библиотеки в формировании списков для книгообмена;
– помощь в организации соцопросов на территории РГБМ в формате флипчартов;
– организация книжных выставок в залах с комментариями и рекомендациями от участников совета.
В статье рассказывается о деятельности Молодёжного совета в каждом из этих направлениях. Члены МС делятся своими впечатлениями.
«Библиотечное дело» № 6 – 2019 год
Весь этот номер журнала посвящён юбилею «пионера отечественной информатизации» профессора Аркадия Васильевича Соколова. О профессоре рассказывают его коллеги и ученики.
«Библиотечное дело» № 7 – 2019 год
Кротова, Ю. М., Саляева, Е. С. В контексте нового времени: Как библиотека Гоголя в Петербурге реализует работу с именем классика. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 2 – 4.
Работа «именных» библиотек с именем своего героя всегда вызывает интерес и желание перенять опыт. В данной статье о своих проектах рассказывает уже известная нам и со всех сторон изученная ЦРБ им.Н.В.Гоголя Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Ведущим проектом библиотеки стал проект «Библиотека с именем», созданный для изучения творчества писателя, знакомства читателей с его уникальным литературным наследием. Авторы статьи подробно рассказывают и об оформлении специальной зоны в библиотеке «Город Гоголя», и о работе с брендом за пределами библиотеки. О туристическом маршруте, проходящем через библиотеку Гоголя и представляющую её как «третье место». О медиа-ресурсе «Гоголевский Петербург» на сайте библиотеки.
Кравченко, М.В. «У меня очень много связано с каждым ростовским камнем…»: Опыт работы ростовских библиотек с именем Александра Исаевича Солженицына. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 5 – 8.
В год 100-летия А.С.Солженицына в жизни ростовских библиотек произошло значимое событие. Проект Ростовской ЦБС «В пространстве Солженицына» занял первое место в областном конкурсе «Александр Солженицын. Личность. Творчество» (организатор конкурса – Донская государственная публичная библиотека). Автор статьи рассказывает, как ростовские библиотеки поддерживают интерес читателей к творческому наследию Солженицына. Налаживают связи с краеведами, благодаря которым в библиотеках появились уникальные книжные и фотоархивы. В библиотеках оформлены стенды и музейные экспозиции, проводятся экскурсии и беседы о жизни и творчестве писателя.
Ванеев, А. Н. «Рукоприкладство в чтении» или советы читателям? О воспитательной функции библиотеки. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 18 – 20.
В разделе «Место для дискуссий» редакторы журнала «Библиотечное дело» предлагают нам ознакомиться с серьёзной и мудрой статьёй известного библиотековеда, профессора СПб ГИК Анатолия Николаевича Ванеева. Профессор рассуждает о воспитательной функции библиотеки, о вопросе руководства чтением, о квалифицированной помощи библиотекаря в подборе книги. Автор подвергает сомнению практику «невмешательства в чтение» и подчёркивает, что такой подход ведёт к падению интереса к чтению. «На практике, – пишет автор, – и сегодня публичная библиотека остаётся просветительским учреждением, а библиотекарь считает себя просветителем, руководителем чтения для своих читателей… В библиотечной литературе всё чаще появляются призывы вернуть руководство чтением, которое будет способствовать реализации воспитательной функции библиотеки, развитию творческого чтения, формированию нравственных ценностей, воспитанию патриотизма, любви к Родине».
Тихомирова, И.И. Эмоции как движущая сила чтения художественной литературы: Ещё раз о воспитании чувств. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 21 – 25.
Статья кандидата педагогических наук Ирины Ивановны Тихомировой посвящена как библиотекарям, так и родителям. По её материалам (как и предыдущим статьям этого автора) можно подготовить хорошую беседу для мам и пап, заботящихся о том, чтобы в их семье рос читающий ребёнок. Уже не в первый раз И.И.Тихомирова поднимает вопрос о том, чему и как учит нас и наших детей художественная литература. В данной статье речь идёт об эмоциях, умении чувствовать и переживать. Не секрет, что современная школа всё меньше и меньше уделяет внимания вопросам воспитания. На первое место ставятся деловые качества, алгоритм освоения знаний. Год от года всё рациональнее становятся идеалы юношества. «Эмоциональная неразвитость» – одна из болезней нашего века. И далеко не во всякой семье родители будут заботиться о том, чтобы воспитать «чувства добрые», как говорил Пушкин, в детях. Чтение художественной литературы – это в данной случае та же библиотерапия.
Ятвицкая, Д.П. Акция «Поиск» и «Запиши деда в полк» – опыт работы нашей библиотеки. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 28 – 31.
С 2010 года Вологодская областная библиотека проводит важнейшую работу по поиску информации о людях, погибших или пропавших во время Великой Отечественной войны, по систематизации и унификации этих данных. Начиналась эта работа с объявленной к Дню Победы акции в библиотеке. Но желающих получить информацию оказалось так много, что акция переросла в постоянную работу в ВОУНБ. Д.П.Ятвицкая, главный библиограф отдела библиографии и краеведения областной библиотеки рассказывает в своей статье о базах данных, с которой работает библиотека; об особенностях поиска пропавших; о результатах работы.
Солодухина, Л.Н. Книжная палитра Вологодчины. Обязательный экземпляр как основа пополнения фонда региональной литературой. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 34 – 38.
Любовь Николаевна Солодухина – главный библиограф ВОУНБ, координатор проекта «Издания регионов – информация для страны», куратор конкурса «Вологодская книга года». Она сама и её коллеги занимаются очень важной работой – собирают и сохраняют издания региона, что особенно важно сейчас в условиях малотиражности. С этой же целью был задуман и конкурс «Вологодская книга года», на который представляются издания области и выбираются лучшие книги в разных номинациях. Отмечается и значимость материала, и оформление, и полиграфическое исполнение изданий. В своей статье автор подробно рассказывает о конкурсе и лучших изданиях 2017 года. Отмечаются результаты по пополнению фонда обязательного экземпляра и наиболее яркие его пополнения.
Григорская, И.Н. Большая библиотека для маленьких читателей. Уроки любви и доброты. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 39 – 41.
В последние годы Вологодская областная библиотека начала работать с совсем юными читателями – с детьми до 14 лет. При библиотеке открываются детские клубы любителей чтения, проводятся литературные акции и конкурсы, направленные на изучение лучших образцов детской литературы и развитие творческих способностей детей. Дети создают странички для рукописных книг, сочиняют стихи, рисуют иллюстрации, участвуют в видеомарафонах. Помогают малышам родители, бабушки и дедушки.
Швецова, Н.В. Просветительский проект «Университет культуры». На концерт в библиотеку. // Библиотечное дело. – 2019. – № 7. – С. 42 – 44.
В российских библиотеках всегда проводились мероприятия просветительского и информационного характера. Крупные библиотеки предоставляют свои залы для проведения встреч с питателями, творческими личностями, для организации концертов и театральных постановок.
Летом 2012 года в Вологодской областной библиотеке было образовано новое структурное подразделение – отдел образовательных программ. Среди задач, поставленных перед отделом, были: организация мероприятий в рамках просветительских программ, организация рекламной и маркетинговой деятельности, поддержка и развитие партнёрских отношений с учреждениями и организациями города, формирование позитивного имиджа библиотеки. В своей статье главный библиотекарь отдела просветительских программ ВОУНБ Н.В.Швецова рассказывает об опыте работы библиотеки по данному направлении, приводит примеры наиболее удачных встреч и концертов, циклов музыкальных вечеров, называет имена партнёров библиотеки.
«Библиотечное дело» № 8 – 2019 год
Мантель, В.И. Айсберг библиотечной деятельности. // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 4 – 5.
Обучение персонала – постоянная забота в библиотеке. Хочется, чтобы формы обучения были интересными, живыми, а материал запомнился. Об интерактивных формах, применяемых для обучения детских библиотекарей, рассказывает в своей статье заведующая сектором творческого развития из ЦБС Ростова-на Дону В.И.Мантель.
Некрасова, С.В. Что остаётся после мастер-класса? Коллективный поиск новых идей. // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 6 – 7.
Автор статьи из Нижегородской областной детской библиотеки рассказывает о форме обучения библиотекарей в форме мастер-класса. Мастер-класс включает такие этапы, как подготовка встречи, знакомство с аудиторией, изложение темы, формулирование задач для команд, презентация арт-объектов. Тренер разрабатывает и проводит мероприятие. Ему помогает тьютор – человек, который понимает цель занятия и может помочь команде перейти к действиям. Капитан команды – лидер, отвечающий за результат. Остальные участники команды подают идеи и реализуют их. Мастер-класс подразумевает использование актуальных тем или сложных, но решаемых проблем.
Корсакова, М.В. Время инноваций в море функций научно-методической деятельности. // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 12 – 17.
Статья специалиста из ЦГДБ г.Севастополя посвящена описанию функций научно-методической службы (НМД). Мария Валерьевна выделяет 14 основных функций и даёт характеристику каждой из них. Довольно любопытная и основательная статья, но, думаю, в первую очередь заинтересует именно сотрудников методических служб.
Воротилова, С.В., Пойлова, И.И. Библиоквест «Прощай, XX век. Ты был великой былью…» // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 27 – 35.
Сотрудники из научной библиотеки Волжского государственного университета и «Волгоградской станции детского и юношеского туризма и экскурсий» объединили свои усилия и создали квест, который нам предлагают: «Прощай, ХХ век. Ты был великой былью…» Цель квеста: формирование познавательного интереса молодого читателя (студента и школьника) к истории ХХ века, воспитание чувства патриотизма. Сценарий квеста помещён полностью, с ответами на поставленные вопросы. Подробно описано, как он должен проходить. Думаю, стоит обратить внимание и провести в своей библиотеке по предложенному сценарию или со своими изменениями.
Бабич, И.В. Библиотека как культурная площадка. Ещё раз о визуальных формах коммуникации.// Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 36 – 40.
Мы не раз говорили о том, что наше время и особенности восприятия информации детьми и молодёжью заставляет библиотеки больше заботиться не только о визуализации своих мероприятий, оформлении книжных выставок, но и о внешнем облике библиотеки, самой обстановке, где оказываются для читателей те или иные услуги. Формы работы библиотек поменялись. Много активных форм, где участвуют и сами читатели. Привлекаются фотографы, художники. В библиотеках снимаются видеоролики и буктрейлеры. Создаются интересные инсталляции. Библиотека всё больше выполняет роль площадок для досуга.
Бердникова, И.А. Театр в книжном интерьере. Из зрительного зала – в читальный. // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 42 – 44.
Театральные студии, кружки и театры – теперь не новость в библиотеках. Сами читатели, особенно молодёжь, с удовольствием участвуют в постановках. Об одном из таких театров при библиотеке рассказывает автор статьи, заместитель директора Кировской областной библиотеки для детей и юношества И.А.Бердникова. Библиотека носит имя А.С.Грина, и поэтому народный театр книги при библиотеке называется «Зурбаган» в память о любимом произведении «Алые паруса». «Это необычное творческое объединение, – пишет автор статьи, – не ставит готовых пьес. Вниманию зрителей предлагаются произведения, которые писались в расчёте именно на чтение. Книга переводится на особый сценический язык, чтобы человек пришёл из зала зрительного – в зал читальный… Театр учит удивляться книге».
«Библиотечное дело» № 9 – 2019 год
Ещё один номер журнала, посвящённый 150-летнему юбилею ЦГПБ им.В.В.Маяковского г. Санкт-Петербурга
Чистая, И.В. Побеседуем в «Беседке». Рекомендуем. Читаем. Обсуждаем. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 2 – 5.
Все истинные библиотекари всегда стремятся к тому, чтобы достойные книги нашли своих читателей, а не стояли на полках библиотек. Для этого проводятся очные и онлайн-обзоры книг, создаются блоги и пишутся рецензии на сайтах библиотек и в социальных сетях. В нашем объединении библиотек это, в первую очередь, блог «12 месяцев для чтения», «Книжная фея» ЦДЮБ. Маяковка в своё время пошла по тому же пути, и начинали они с того, что писали для читателей рецензии на книги, выбирая те, что, по мнению библиотекарей, незаслуженно незамечены. Проект «Маяковка рекомендует» постепенно развивался, и стало понятно, что читателям просто рекомендаций мало. Хотелось обсудить то, что прочитано. Так в библиотеке появился клуб любителей литературы «Беседка». Одна из главных сложностей состояла в том, что в состав клуба вошли как профессиональные литераторы, так и просто читатели-любители. Важно было продумать линию развития клуба так, чтобы и тем, и другим было интересно в клубе общаться и обсуждать прочитанную литературу. Как был решён этот вопрос, и каким образом разработан регламент встреч-обсуждений, узнаете, прочитав подробную статью.
Суслова, И.С. Книжный бестиарий имени Маяковского: Проектная работа отдела «Охта Lab» в 2018 году. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 6 – 8.
В 2016 году Маяковка открыла свою библиотеку при торговом центре «Охта-Молл» в Санкт-Петербурге. Назвали её Библиотека Охта Lab, работает она 365 дней в году с 10.00 до 22.00 в режиме торгового центра. Мне посчастливилось осенью 2016 года побывать в этой библиотеке, участвуя в семинаре, который проводила Маяковка. Поэтому я имею представление о Библиотеке Охта Lab не только из материалов данной статьи, но и, так сказать, увидев её воочию.
Сразу скажу, библиотека ориентирована в первую очередь на молодёжь. От её оформления – в просторном современном огромном торговом центре, без стен, перегородок и даже без стеклянных дверей – до форм работы. Современный дизайн, большой зал – площадка для проведения разнообразных мероприятий от серьёзных семинаров до молодёжных тусовок. Удобная мебель, диванчики и мягкие мешки вместо кресел. Техническое оснащение, звук, свет и т.д. И небольшая зона с книгами. Библиотека считается филиалом Маяковки и работает с фондом по принципу книгообмена. Есть детские книги, есть отраслевая и художественная литература. Расстановка свободная, тематическая. Библиотека работает по 6 крупным проектам: «Квизбук», «Читаем по ролям», «Клуб Супергероев», «Саунд-чтение», «Завтрак с поэтами» и «Литературные настольные игры». Все проекты, как утверждает автор статьи, связаны с книгой. Коллектив библиотеки молодой и творческий. Обстановка в Охта-Lab очень приятная, уютно и пахнет кофе. Уходить не хочется – проверено на себе.
Точилкина, И.С. Международный проект «Читающий Петербург: выбираем лучшего зарубежного писателя». // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 9 – 12.
Уже десятый год читающая публика Санкт-Петербурга выбирает лучших современных зарубежных авторов и голосует за них на сайте Маяковки. Ежегодная брошюра о писателях, номинирующихся на звание лучшего по результатам читательского голосования, давно уже стала своеобразным гидом по современной зарубежной литературе, отвечающим на извечный читательский вопрос «Что почитать?». Инициатором этого проекта стал отдел литературы на иностранных языках. Было проведено анкетирование читателей, из которого стало понятно, что читатели мало знакомы с современной зарубежной литературой. Надо отметить, что читатели оценивают и произведения, написанные на иностранных языках и зарубежную литературу в переводе на русский. За 10 лет работы проекта читатели познакомились с творчеством более трёхсот современных авторов и с целым рядом прекрасных произведений разнообразных жанров. По традиции, в начале марта, на конференции, посвящённой проекту, библиотека подводит итоги ушедшего года и вручает призы и дипломы представителям зарубежных культурных институтов и консульств, партнёрам по проекту, для передачи писателям-победителям. Обратите внимание: в статье названы зарубежные произведения, получившие особое признание авторов – возьмите на заметку!
Семячко, А.А. В духе времени: Танцевальный баттл в сопровождении диджея. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 13 – 14.
Отдел по работе с юношеством ЦГПБ им.Маяковского (он же – Молодёжная библиотека на Гражданке) отметился в юбилейном году рядом крупных мероприятий, часть из которых проводилась совместно с районными учреждениями культуры и местной администрацией. Об этих мероприятиях рассказывает заведующий отделом по работе с юношеством Александр Анатольевич Семячко.
Первое из мероприятий – «Парк Хаус + Книговорот» было проведено на открытом воздухе. «Успешная формула проведения такого мероприятия, – говорит автор, – строится на совмещении танцевального баттла, диджейского сопровождения, книговорота и погоды». Второе мероприятие, отмеченное автором, называлось Молодёжный фестиваль «Дух времени» и тоже проходило в парке. Молодёжи были предоставлены самые разнообразные творческие площадки, где проходили тренинги, спортивные соревнования, фехтование, мастер-классы по танцам и многое другое. Ещё одним успешным опытом взаимодействия с коллегами стал фестиваль «FeelFest». Партнёрами Маяковки стали библиотека «Измайловская» и библиотека им. Лермонтова, при поддержке образовательного проекта «Школа мысли». Слоган фестиваля: «Фестиваль – это умный подход к досугу: развлекаясь – учись, а обучаясь – делай это интересно!» В формате фестиваля лекции, мастер-классы и развлекательный кинолекторий.
Кутерницкая, Е.А. Трое в машине, не считая книг. Проект – социальный абонемент «дорогие наши старики». // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 15 – 19.
Обслуживание престарелых граждан и инвалидов на дому – обычная работа, которой библиотеки занимаются уже много лет. К сожалению, не у всех есть техническая возможность развозить книги по всему городу. У Маяковки она есть. Автор статьи рассказывает о том, как библиотекари занимаются этой благородной деятельностью, и о своих впечатлениях об этой работе.
Афанасьева, Н.И. На основе сетевого взаимодействия. Профессиональная поддержка специалистов большого города. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 20 – 24.
ЦГПБ им.Маяковского многие годы является методическим центром для 198 общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. Практически каждое структурное подразделение библиотеки – профильный методический центр по своему направлению работы. В каждом СП выделены сотрудники, в обязанности которых входит методическая деятельность, выражающаяся в предоставлении консультационной помощи коллегам из других библиотек, в наблюдении за новейшими достижениями библиотечной мысли, в составлении и распространении методических рекомендаций по внедрению в практику новых форм и методов работы. Специалисты и нашего объединения библиотек не раз ездили в Маяковку на стажировку и за консультациями.
С 2005 года в составе Маяковки работает структурное подразделение с необычным названием «УНОР и СВ» – Управление научно-организационной работы и сетевого взаимодействия. Управление имеет сложную структуру, которая включает: Центр методической работы, Центр сетевого взаимодействия, Научно-издательский центр, Программно-проектный центр и Школу профессионального мастерства. Автор статьи рассказывает о каждой из структур Управления и о результатах совместной работы.
Кургузова, С.В. Школа профессионального мастерства. Обучить и подтвердить. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 25 – 26.
ЦГПБ им. Маяковского как центральная библиотека субъекта Российской Федерации и методический центр для общедоступных библиотек Санкт-Петербурга традиционно уделяет большое внимание вопросам профессионального и карьерного роста. В библиотеке сложилась и развивается система повышения квалификации библиотечных специалистов. Она состоит из трёх уровней: всероссийского, общегородского и внутрибиблиотечного. В организации процесса обучения задействованы практически все структурные подразделения библиотеки. Координирует образовательную деятельность Школа профессионального мастерства. В 2017 году Школа получила лицензию на организацию образовательной деятельности. Лицензия подтверждает соответствие библиотеки им. Маяковского всем требованиям, предъявленным к учебному центру. В статье перечислены программы, по которым проводится обучение, освещены организационные вопросы.
Тихомирова, И.И. Читающая мама – читающий ребёнок. Как дум высокое стремление писателя передаётся читателю. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 27 – 30.
Ирина Ивановна Тихомирова продолжает серию своих статей на тему привлечения детей к чтению и рассуждает о том, как в процессе чтения книг происходит поиск смыслового содержания прочитанного и в целом развитие мыслительной деятельности читателя.
Мозговая, Ю.А. «Новые библиотекари кто они?» Долгосрочный инновационный проект – летопись будней и праздников. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 34 – 35.
Проект «Новые библиотекари» – это аккаунт, зарегистрированный в бесплатном приложении «Instagram», созданный сотрудниками ЦБС Выборгского района, библиотекой им.Д.С.Лихачёва. Публикуемый в нём уникальный контент призван повысить интерес активных пользователей к библиотеке и проводимой ею деятельности, рассказывает о буднях библиотеки, о её читателях и книгах. «Своими публикациями, – говорит автор статьи, – мы хотим донести простые мысли о жизни библиотек, о смешном и абсурдном, при этом никого не обижая. Мы государственное учреждение культуры и постоянно помним об этом. Наша ирония – добрая и направленная на самих себя».
Советую посмотреть. Это любопытно! https://www.instagram.com/newlibrarians
Макурина, А.В. Эволюция книжных выставок: от стеллажей до смартфонов. // Библиотечное дело. – 2019. – № 9. – С. 36 – 38.
Выставочная деятельность является одним из действенных методов популяризации фонда библиотек. Однако чтобы заинтересовать читателя или, как минимум, привлечь его внимание, необходимо не только подойти к этому вопросу творчески и методически грамотно, но и идти в ногу с современными технологиями и тенденциями. В данной статье представлена эволюция книжной выставки на примере деятельности
научной библиотеки Омского государственного технического университета. Даны рекомендации по организации книжной выставки, внедрению сервисов для создания виртуальной экспозиции, обучению и стимулированию персонала к повышению качества выставочной работы.
Заведующая методическим отделом ЦГБ
В.А.Базлова