Cегодня мы говорим с Евгенией Лукиной о том, какие книжные предпочтения у современных детей
Мы продолжаем разговор о пользе чтения, о деятельности нынешних библиотек, о том, как приобщить наших детей к книгам. На эти и другие темы беседуем сегодня с нашей гостьей Евгенией Лукиной, зав. детским отделом библиотеки № 3 им. В. М. Хлебова.
Евгения Геннадьевна, как вы пришли в библиотеку — чистая случайность или призвание?
— Чистая случайность. По образованию я социолог, моя профессия практически не связана творчеством, скорее это работа для усидчивых — с цифровыми данными, с исследованиями, с анализом информации. В библиотечной жизни все иначе. Здесь нужны фантазия, выдумка, умение наполнить идею интересным содержанием и воплотить ее в увлекательное и познавательное событие. А что касается социологии, навыки этой профессии пригодились мне и в новом качестве. Например, поставлена конкретная задача — это ядро, далее векторы — пути решения задачи. Таким образом, раскладываешь все по полочкам, составляешь алгоритм действий, начинается работа, в итоге — результат.
В одном из интервью известный историк сказал, что ему, чтобы стать историком, еще со студенческой скамьи приходилось читать по 300 страниц в день.
Вы «скорочтец» или читаете медленно, вдумчиво?
— Скорее первое. В силу профессии приходится иметь дело с большим потоком информации. Во-первых, слежу за новинками, которые поступают в библиотеку и, в частности, в детский отдел: важно понимать, какие книги подойдут тому или другому читателю. Во-вторых, читаю книги, которые использую при проведении занятий с детьми. Это могут быть веселые истории о школе и друзьях, серьезные рассказы о войне и т. д. Также читаю литературу для проектов, профессиональных конкурсов. Ну и, конечно, не забываю о себе, стараюсь читать для души.
Библиотека № 3 имени Хлебова — центр семейного чтения. Новый формат, современные подходы к работе с читателями, а не место, где просто выдают книги. Удивило?
А чем интересны современные дети? Каковы их книжные предпочтения?
— Интересны своей непосредственностью, любознательностью, желанием познавать мир. Собственно, все как всегда, в любом поколении. Книжные предпочтения современных детей очень разнообразны: если говорить о самых маленьких, то здесь формированием читательского интереса занимаются родители, которые выбирают книги для детей. Допустим, «Муху-цокотуху» (0+) и «Мойдодыр» (0+) Корнея Чуковского, или сказки Владимира Сутеева и Сергея Козлова. Идя в школу, дети начинают проявлять интерес, например, к рассказам и сказкам о животных (Виталий Бианки, Геннадий Цыферов и др.), к веселым рассказам о друзьях и школе (рассказы Виктора Драгунского, его дочери — Ксении Драгунской, Аллы Озорниной, Николая Носова, Тамары Крюковой и др.). Становясь старше, ребята отдают предпочтение детективным историям (Екатерина Матюшкина, Фрауке Шойнеманн), к книгам в жанре фантастики и фэнтези (Джоан Роулинг, Наталья Щерба), книгам о путешествиях (Наталья Евдокимова). Многие взрослеющие дети читают книги о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, родителями (Владимир Железников, Александр Грин, Иван Тургенев, Мария Парр, Ульф Старк и др.).
Как вы относитесь к книгам комиксов для детей и подростков?
— Хорошо отношусь. Почему нет, если на выходе мы имеем два в одном: интересную историю и графическое сопровождение. Графические рассказы могут быть о разном: как появились люди на Земле, откуда взялись деньги, кто такой Евгений Онегин. Здесь же важно привлечь внимание ребенка, увлечь его чтением. Детям сегодня интересны компьютерные игры с бесконечными мирами, созданными из блоков, где нужно строить и выживать (речь идет о популярной игре Minecraft). Для примера, главный герой попадает в мир, где ничего нет. Его задача построить себе жилище и собрать необходимые для жизни ресурсы либо отвоевать их у других. Через игру, эту в том числе, можно прийти к книгам (Кьюб Кид «Дневник воина», 12+). Дети любят смотреть мультфильмы про медвежонка Паддингтона (6+) и про него же читать книжки. Мы стараемся, чтобы в нашем книжном фонде были книги, интересные современным детям.
Бывают неожиданные просьбы от детей?
— Как-то раз юный читатель попросил коллегу найти книги про капибару. Что за зверь такой? Выяснилось, что это очень популярный зверь, который в одночасье «завирусился» в интернете. Это очень милое и спокойное животное, у которого вскоре появился еще и свой гимн. Книгу, конечно, ребенку нашли. Так получилось, что в общении с нашими читателями мы не только учим их, но и сами у них учимся.
Евгения Геннадьевна, а вам приходилось, будучи подростком, плакать над книгой? Я лично рыдала над книгами: «Гаврош» (12+) Виктора Гюго, «Дети подземелья» (6+) Владимира Короленко, «Человек-амфибия» (12+) Александра Беляева.
— Конечно, было такое. Очень глубокое впечатление оставила книга Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» (12+). В более позднем возрасте — «Бедные люди» (16+) Достоевского, «Портрет» (12+) Гоголя. Нравились романы Тургенева. Мне кажется, читающий человек может вернуться к классике в любое время и открыть ее для себя заново. Интересна и современная литература. Но здесь нужно выбирать. Читать все подряд вряд ли стоит. Я бы выбрала книги по рекомендации.
Наша библиотека всегда рада читателям! Приглашаем в гости за увлекательным чтением!
Татьяна Ковачева
Источник: газета "Речь" //35media.ru/paper--rech/2024/04/27