Подростки выбирают фэнтези. А что еще?

 

Мы продолжаем наше знакомство с Центральной детско-юношеской библиотекой на ул. Архангельской, 7. С детским отделом мы уже познакомились (номер «Речи» от 5 апреля). Сегодня наш рассказ об отделе «Юниор». Что сегодня читают подростки?

Что читает «Юниор»

Нина Чекалева, заведующая Центральной детской юношеской библиотекой, ведет нас в отдел под названием «Юниор», где берут книги ребята с 5-го по 9-й класс. Помещение просторное, красивое, потолки высокие, окна большие. В отделе идет ремонт: меняют окна. Это не прихоть, а необходимость. От библиотеки до второго моста через Шексну рукой подать. Не вставишь новые пластиковые окна — шум от трассы будет нарушать библиотечную тишину. Хорошо ли работает подрядчик, довольны ли качеством ремонта в библиотеке?

— Нет, не довольны, — говорит Нина Чекалева. — Окна поставили плохо, надо переделывать подоконники. Начали ставить с лета, до сих пор не сделали. Акт выполненных работ мы не подписали. Это напрягает и мешает нам обустраивать помещение, работать с читателями. Меняют в рамках федеральной программы, насколько я знаю, подрядчик из Санкт-Петербурга.   

Но вернемся к книгам.

— Наш отдел уникален сам по себе, — говорит Полина Сергеева, заведующая отделом, молодой руководитель. — В городе именно такого нет. Мы работаем с подростками 5–9-х классов. Литература для них сейчас выпускается разнообразная, иногда спорная. И в этом море книг нужно разобраться, все просмотреть, прежде чем рекомендовать для чтения школьникам. Для примера: стоит маркировка 12+, читаешь — явно книжка не для подростков, поскольку описывает взаимоотношения взрослых людей, о которых судить им еще рановато. Откладываем в сторону, такую книгу мы не закажем.

— Да и потом, мы обязаны исполнять Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», — говорит Нина Чекалева.

Книжный «цветок»

Обращаем внимание на то, как много разделов в «Юниоре». Вот раскинулся книжный «цветок» — выставка новых книг, с которыми знакомят подростков. Чтобы удобно было подходить к книгам, столы расставлены в виде лепестков цветка. Что на выставке? Чаще зарубежная литература в жанрах детектива, фантастики, фэнтези.

— К сожалению, многие современные отечественные авторы пишут «тяжелую» подростковую литературу — книги о проблемах, трагедиях, житейских драмах. А детям хочется отвлечься, увлечься интересным сюжетом. Отдохнуть с книжкой, — выражает свое мнение Полина Сергеева. — Например, сейчас популярны фантастические серии Евгения Гаглоева «Пардус» (12+), «Зерцалия» (12+), «Академия Пандемониум» (12+). Вот уже много лет не угасает интерес к книгам о Гарри Поттере Джоан Роулинг (12+) и о Перси Джексоне Рика Риордана (12+).

Отдельно на стеллажах книжки про любовь, ими чаще девочки интересуются. Правильно, в будущей семье им отвечать за отношения, за погоду в доме, за чувственную часть. Мы взяли в руки первую попавшуюся: «Девочка с серебряными глазами» (12+) Уилло Дэвиса Робертса. Что еще сегодня читают подростки? А. Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» (12+), «Москвест» (12+), Н. Спрингер «Энола Холмс» (12+), Д. Мерес «Мир Норма» (12+).

— К слову, наша библиотека ведет свой книжный блог «Записки между строк» (6+), — говорит Нина Чекалева. — Мы уже несколько лет рекомендуем читателям, преимущественно подросткам, самые достойные книги. Работает целая команда. Куратор проекта Полина Сергеева. Каждый месяц публикуется не менее шести рецензий. Блог присоединен к нашему сайту и отражен в социальной сети «ВКонтакте». Очень рекомендуем всем познакомиться с ним.

Мальчишки чаще читают научно-познавательную литературу, книги по истории. Многие предпочитают детективы. Например, серию книг Ф. Шойнеманн «Приключения кота-детектива» (12+).

— Отдельные стеллажи посвящены художественным книгам о Великой Отечественной войне, — рассказывает Полина Сергеева. — Среди популярных — «Девичья команда» (12+) Петра Заводчикова и Семена Самойлова, рассказывающая про девушек-кинологов; «Тайна золотой долины» (12+) Василия Клепова; «Седьмая симфония» (12+) Тамары Цинберг и другие.

В отдел «Юниор» заходят читатели. Знакомимся: Дмитрий и Богдан. Какие интересные книги прочитали в последнее время?

— «Приключения Тома Сойера» (12+) Марка Твена. Мне понравилось, книжка легко читается, — говорит Дмитрий.

— Я прочел «Повесть о настоящем человеке» (12+) Бориса Полевого. Меня поразило мужество, сила воли военного летчика Мересьева, — говорит Богдан. — Его самолет сбили фашисты, самолет упал в лесу. Летчик смог добраться до своих, но сильно обморозил ноги. Ступни ног ему ампутировали, но он все равно встал в строй, смог летать.

Ребята сказали, что читают по собственному желанию, никто их не заставляет. Читают, потому что интересно, потому что книги помогают отвлечься от обыденной жизни.

Вот ведь — книги из школьного списка, а зацепили ребят, запомнились. Значит, не бесполезно внеклассное чтение.

Пять причин для чтения

Итак, мы с вами познакомились с отделом библиотеки, который посещают подростки. Читать книги нужно. Но не для всех это аксиома, даже взрослых. Доводилось нам не раз слышать от родителей: «Ну не читает — дураком не вырастет». А если вырастет?

Эксперты книгочтения называют множество причин, по которым подростку нужно читать. Назовем и мы, для примера — пять основных.

Первая. Чтение развивает творчество. Читаешь книжку, и твое воображение рисует картинку. И ты уже сам представляешь, как попал, например, на необитаемый остров. Какой дикий виноград там растет. Или путешествуешь в страну лилипутов, как Гулливер. Именно слова рождают образы.

Вторая. Чтение развивает критическое мышление. Правда, у современных подростков его хоть отбавляй. Порой они критикуют все и вся похлеще какого-нибудь озлобленного, обиженного на жизнь взрослого. Критиковать героев книги можно, заодно можно научиться и критическому отношению к самому себе.

Третья. Книга может помочь как товарищ. В ней можно найти и знания, и нужный совет. Не всегда все спросишь у взрослых.

Четвертая. Чтение способствует повышению эрудиции и развитию любознательности. Например, острова Гаити и Таити имеют созвучные названия, а находятся далеко друг от друга.

Пятая. Чтение способствует изменению человека. Во-первых, после прочтения любой книги человек становится чуточку другим. Во-вторых, человек может самостоятельно изменить свой характер под влиянием книги. Вырабатывать силу воли, приобретать полезные привычки.

Важно донести это до подростка. И не менее важно обсуждать прочитанное. В подобных дискуссия подросток раскрывается, учится излагать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого человека.

 

Татьяна Ковачева

 

Источник: газета "Речь" от 02 мая 2022 г.

 




Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика